Обязательна только годовая бухгалтерская отчетность
Верховный суд решением от 29.01.2018 № АКПИ17-1010 признал не действующими п. 48 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и п. 29 Положения по ведению бухучета.
Пунктом 48 ПБУ 4/99 и п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета), установлено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Между тем в соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете) промежуточная бухгалтерская отчетность составляется, только если законодательством РФ или решением собственника компании предусмотрена обязанность по ее представлению.
Компания, обратившаяся в Верховный суд, посчитала, что п. 48 ПБУ 4/99 и п. 29 Положения по ведению бухучета противоречат Закону о бухучете, и высшие арбитры с ней согласились. Они указали, что, исходя из положений Закона о бухучете, составление промежуточной бухгалтерской отчетности не является обязанностью каждой организации. Однако оспариваемые нормы содержат требование о составлении промежуточной отчетности вне зависимости от того, представляется она или нет. Тем самым они противоречат положениям ч. 4 ст. 13 Закона о бухучете. В результате Верховный суд признал не действующими п. 48 ПБУ 4/99 и п. 29 Положения по ведению бухучета.
Льгота по госпошлине при регистрации компаний и ИП
В статье 333.35 НК РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. На едином портале правовой информации общественное обсуждение проходит правительственный законопроект о внесении изменений в эту статью.
Главой 25.3 НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели должны платить государственную пошлину за свою регистрацию и ликвидацию (прекращение деятельности в качестве ИП). Кроме того, пошлина установлена за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы компании.
С 1 января 2019 г. от уплаты вышеуказанных пошлин будут освобождаться организации и физические лица, если они представляют необходимые для государственной регистрации документы в электронной форме. Это предусмотрено новым подп. 19 п. 1 ст. 333.35 НК РФ.
Нюансы использования фискальных накопителей
В письме от 12.02.2018 № ЕД-4-20/2586 ФНС России рассказала, нужно ли с 1 января 2019 г. менять фискальный накопитель, если он поддерживает формат фискальных документов версии 1.05, а также о применении фискальных накопителей со сроком действия 36 месяцев.
В настоящее время кассовая техника должна обеспечивать формирование фискальных документов в формате версии 1.0. С 1 января 2019 г. этот формат утратит силу, и вместо него нужно будет использовать формат фискальных документов версий 1.05 или 1.1 (п. 2 приказа ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию»).
В связи с этим специалисты ФНС России привели перечень фискальных накопителей, включенных в реестр, которые поддерживают формат фискальных документов версии 1.05 и могут использоваться с 1 января 2019 г. Это:
-
шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных — фискальный накопитель «ФН-1», в том числе в исполнениях «2», «Из13-2» и «Пр13-2»;
-
средство криптографической защиты фискальных данных «ФН-1» исполнение «3» версий 1 и 2.
Налоговики отметили, что если компания применяет один из таких фискальных накопителей, его замена при переходе на формат фискальных документов версии 1.05 не требуется.
В отношении фискальных накопителей со сроком действия 36 месяцев (1110 дней) специалисты налогового ведомства указали следующее. Такие накопители могут использовать организации и ИП, применяющие общий режим налогообложения. Но если они начинают реализовывать подакцизные товары или применять ККТ в режиме без передачи фискальных данных в налоговые органы, срок действия накопителя на 36 месяцев (1110 дней) ограничивается. Он пересчитывается до 410 дней при реализации подакцизных товаров и до 560 дней при использовании ККТ в режиме без передачи фискальных данных в налоговые органы.
Расчет по страховым взносам с ошибкой
ФНС России в письме от 19.02.2018 № ГД-4-11/3209@ разъяснила, к каким последствиям приведет ошибка в исчислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование, допущенная в расчете по страховым взносам.
Компании должны представлять расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Перечень ошибок и искажений, допущенных в расчете, при наличии которых он считается не представленным, приведен в п. 7 ст. 431 НК РФ. Среди них ошибки в исчислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование не значатся. Исходя из этого, специалисты ФНС России указали, что налоговики не могут отказать в приеме расчета с такой ошибкой. Но при его камеральной проверке они выставят компании требование о представлении уточненного расчета, которое она должна исполнить в течение пяти дней.
Вычет НДС по излишней предоплате
Покупатель перечислил предоплату в большем размере, чем предусмотрено договором. Может ли он принять НДС к вычету с такой предоплаты? Ответ на этот вопрос Минфин России дал в письме от 12.02.2018 № 03-07-11/8323.
Компания, перечислившая предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), принимает к вычету НДС, предъявленный ей продавцом этих товаров, работ или услуг (п. 12 ст. 171 НК РФ). Вычет производится на основании счета-фактуры продавца и документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм предоплаты (п. 9 ст. 172 НК РФ).
Проанализировав указанные нормы налогового законодательства, специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что покупатель вправе принять к вычету НДС с суммы фактически перечисленной предоплаты. Причем не важно, что покупатель уплатил поставщику предоплату в большей сумме, чем изначально было предусмотрено договором.
6-НДФЛ при ликвидации компании
В титульном листе обновленной формы 6-НДФЛ, которая должна применяться при представлении расчета за 2017 г., содержатся строки для указания кода формы реорганизации (ликвидации) и ИНН/КПП реорганизованной организации. О том, как заполняются эти строки в расчете ликвидируемой компании, сказано в письме ФНС России от 01.02.2018 № ГД-4-11/1804@.
В верхней части каждого листа формы 6-НДФЛ есть поля «ИНН» и «КПП», в которых показываются ИНН и КПП налогового агента, представляющего расчет. А в титульном листе есть строка «ИНН/КПП реорганизованной организации». В ней показываются ИНН и КПП, которые были присвоены компании до ее реорганизации. Но в случае ликвидации эти данные будут соответствовать указанным в полях «ИНН» и «КПП». Возникает вопрос: нужно ли заполнять строку «ИНН/КПП реорганизованной организации» при ликвидации компании?
Специалисты налогового ведомства разъяснили, что при ликвидации налогового агента в поле «Форма реорганизации (ликвидации)» ставится код «0». При этом строка «ИНН/КПП реорганизованной организации» может оставаться пустой, поскольку указанная информация подлежит отражению в полях «ИНН» и «КПП».
Подготовлены правила бухучета для аренды
Минфин России на своем официальном сайте разместил текст проекта федерального стандарта «Бухгалтерский учет аренды».
Предмет аренды будет отражаться в бухучете арендатора и арендодателя. Арендатор учитывает его как право пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде. В стоимость права пользования активом включаются общая сумма арендных платежей по договору, а также затраты арендатора по приведению объекта в состояние, пригодное для использования в запланированных целях. Стоимость права пользования активом будет амортизироваться.
Оценка признаваемого арендатором обязательства по аренде представляет собой стоимость арендных платежей с учетом установленной в договоре процентной ставки. Если такая ставка не предусмотрена, применяется ставка, по которой арендатор привлекает или мог бы привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды.
У арендодателя учет переданного в аренду имущества зависит от того, переходят ли арендатору все выгоды и риски, связанные с правом собственности арендодателя на предмет аренды (финансовая аренда), или нет (операционная аренда). Объект финансовой аренды отражается как инвестиция в аренду (это сумма причитающихся арендных платежей и предполагаемой стоимости предмета аренды, которую он будет иметь к концу срока аренды). При операционной аренде предмет аренды продолжает учитываться арендодателем в том же порядке, который применялся к нему до аренды.
Стандарт будет применяться ко всем договорам аренды, в том числе и договорам лизинга, начиная с 2020 г.