В том, что количество рынков и торговых мест на них в прошлом году, как и немало лет до этого, вновь сократились, никто не сомневался, вопрос был лишь в конкретных показателях такого снижения. И Росстат подвел итоговую черту за 2017 г. под этим вопросом
В январе 2018 г., сообщило статведомство, оборот розничной торговли на 93,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 6,1% (в январе 2017 г. — 93,4 и 6,6% соответственно). Таким образом, рынки уступили за год 0,5 п.п. в розничном обороте.
На 1 января 2018 г. на территории России функционировал 1091 розничный рынок, что на 67 рынков, или на 5,8% меньше, чем на аналогичную дату предыдущего года.
Распределение торговых мест на розничных рынках на 1 января 2018 г. по сравнению с 1 января 2017 г. изменилось в сторону увеличения доли мест на универсальных рынках, сельскохозяйственных и специализированных вещевых рынках при сокращении доли мест на специализированных рынках по продаже продуктов питания и специализированных прочих рынках, а доля специализированных рынков по продаже строительных материалов и сельскохозяйственных кооперативных рынков осталась на прежнем уровне.
На 1 января 2018 г. функционировало 268 сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, из них в капитальных зданиях и сооружениях размещалось 169 рынков, или 63,1% от общего числа (на 1 января 2017 г. — 60,0%). Напомним, что одной из целей преобразования «рыночного» хозяйства был перевод таких рынков под капитальные крыши, и, как видим, процесс не стоит на месте.
Количество торговых мест на рынках по сравнению с 1 января 2017 г. сократилось на 28 800, или на 9,3%. При этом уровень фактического использования торговых мест на 1 января 2018 г. в среднем по России составил 67,4%, что, по данным Росстата, ниже, чем на 1 октября 2017 г. и на аналогичную дату 2017 г.
Основными хозяйствующими субъектами на розничных рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели — на 1 января 2018 г. там осуществляли деятельность 115 900 «индивидуалов», что на 3,3% меньше, чем на 1 октября 2017 г.
В IV квартале минувшего года было проведено 9400 ярмарок против 10 000 в III квартале 2017 г., или на 6% меньше. Ведущими организаторами ярмарок выступали органы местного самоуправления (48,4% от общего числа ярмарок) и юридические лица (33,2%). Основными хозяйствующими субъектами на ярмарках были индивидуальные предприниматели (им было выделено 66,7% от всех торговых мест).
На розничных рынках и ярмарках население покупает более 6% пищевых продуктов и табачных изделий и около 7% непродовольственных товаров. По-прежнему, опять напоминает Росстат, велика роль данных форм розничной торговли в обеспечении населения мясом животных, картофелем и плодоовощной продукцией, тканями, одеждой, обувью и чулочно-носочными изделиями; вместе с тем, их удельный вес в общем объеме продажи компьютеров, мобильных телефонов, телевизоров, автомобильных деталей, узлов и принадлежностей, изделий, применяемых в медицинских целях, книг не превышает 1%. Впрочем, конкретные показатели на этот счет представляет таблица от их статведомства.
Его архивные данные позволяют оценить динамику «цивилизации» розничной торговли с 2004 г. Вот те, уже можно сказать, давние показатели долей (в %, конечно) продаж товаров на розничных рынках в общем объеме их реализации:
-
продукты питания — 21,8;
-
табачные изделия — 11,8;
-
одежда и обувь — 61,7 (!);
-
предметы домашнего обихода и бытовая техника — 7,6;
-
товары для организации отдыха и культурных мероприятий — 2,2;
-
транспортные средства — 0,2;
-
материалы для текущего содержания и ремонта жилого помещения — 14,9;
-
медикаменты, лечебное оборудование и аппаратура — 0,1;
-
телефонное и факсимильное оборудование — 1,3;
-
ювелирные украшения, настольные, стенные и наручные часы — 6,9;
-
моющие, чистящие средства и другие товары бытовой химии — 17,8;
-
изделия для личной гигиены — 16,1.
Согласитесь, отдельные позиции из перечня уже и звучат забавно. Но, думается, по некоторым из них многие сегодня могут и пожалеть — шагово менее доступно и дороже стало в капитальных сооружениях.
Структура продажи основных товаров в зависимости от места их реализации в 2017 г., %
Товары |
Торговля вне розничных рынков |
Розничные рынки |
---|---|---|
Пищевые продукты и табачные изделия |
93,4 |
6,6 |
Одежда и обувь |
75,9 |
24,1 |
Предметы домашнего обихода и бытовая техника |
96,7 |
3,3 |
Товары для организации отдыха и культурных мероприятий |
99,3 |
0,7 |
Транспортные средства и моторное топливо |
99,9 |
0,1 |
Материалы для текущего содержания и ремонта жилого помещения |
87,5 |
12,5 |
Фармацевтические, медицинские и ортопедические товары |
99,9 |
0,1 |
Мобильные телефоны |
99,9 |
0,1 |
Ювелирные украшения, настольные, стенные и наручные часы |
88,4 |
11,6 |
Изделия для личной гигиены |
96,4 |
3,6 |
Источник: Росстат |