Роль розничных рынков продолжает неуклонно сокращаться

| статьи | печать

В том, что количество рынков и торговых мест на них в прошлом году, как и немало лет до этого, вновь сократились, никто не сомневался, вопрос был лишь в конкретных показателях такого снижения. И Росстат подвел итоговую черту за 2017 г. под этим вопросом

В январе 2018 г., сообщило статведомство, оборот розничной торговли на 93,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 6,1% (в январе 2017 г. — 93,4 и 6,6% соответственно). Таким образом, рынки уступили за год 0,5 п.п. в розничном обороте.

На 1 января 2018 г. на территории России функционировал 1091 розничный рынок, что на 67 рынков, или на 5,8% меньше, чем на аналогичную дату предыдущего года.

Распределение торговых мест на розничных рынках на 1 января 2018 г. по сравнению с 1 января 2017 г. изменилось в сторону увеличения доли мест на универсальных рынках, сельскохозяйственных и специализированных вещевых рынках при сокращении доли мест на специализированных рынках по продаже продуктов питания и специализированных прочих рынках, а доля специализированных рынков по продаже строительных материалов и сельскохозяйственных кооперативных рынков осталась на прежнем уровне.

На 1 января 2018 г. функционировало 268 сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, из них в капитальных зданиях и сооружениях размещалось 169 рынков, или 63,1% от общего числа (на 1 января 2017 г. — 60,0%). Напомним, что одной из целей преобразования «рыночного» хозяйства был перевод таких рынков под капитальные крыши, и, как видим, процесс не стоит на месте.

Количество торговых мест на рынках по сравнению с 1 января 2017 г. сократилось на 28 800, или на 9,3%. При этом уровень фактического использования торговых мест на 1 января 2018 г. в среднем по России составил 67,4%, что, по данным Росстата, ниже, чем на 1 октября 2017 г. и на аналогичную дату 2017 г.

Основными хозяйствующими субъектами на розничных рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели — на 1 января 2018 г. там осуществляли деятельность 115 900 «индивидуалов», что на 3,3% меньше, чем на 1 октября 2017 г.

В IV квартале минувшего года было проведено 9400 ярмарок против 10 000 в III квартале 2017 г., или на 6% меньше. Ведущими организаторами ярмарок выступали органы местного самоуправления (48,4% от общего числа ярмарок) и юридические лица (33,2%). Основными хозяйствующими субъектами на ярмарках были индивидуальные предприниматели (им было выделено 66,7% от всех торговых мест).

На розничных рынках и ярмарках население покупает более 6% пищевых продуктов и табачных изделий и около 7% непродовольственных товаров. По-прежнему, опять напоминает Росстат, велика роль данных форм розничной торговли в обеспечении населения мясом животных, картофелем и плодоовощной продукцией, тканями, одеждой, обувью и чулочно-носочными изделиями; вместе с тем, их удельный вес в общем объеме продажи компьютеров, мобильных телефонов, телевизоров, автомобильных деталей, узлов и принадлежностей, изделий, применяемых в медицинских целях, книг не превышает 1%. Впрочем, конкретные показатели на этот счет представляет таблица от их статведомства.

Его архивные данные позволяют оценить динамику «цивилизации» розничной торговли с 2004 г. Вот те, уже можно сказать, давние показатели долей (в %, конечно) продаж товаров на розничных рынках в общем объеме их реализации:

  • продукты питания — 21,8;

  • табачные изделия — 11,8;

  • одежда и обувь — 61,7 (!);

  • предметы домашнего обихода и бытовая техника — 7,6;

  • товары для организации отдыха и культурных мероприятий — 2,2;

  • транспортные средства — 0,2;

  • материалы для текущего содержания и ремонта жилого помещения — 14,9;

  • медикаменты, лечебное оборудование и аппаратура — 0,1;

  • телефонное и факсимильное оборудование — 1,3;

  • ювелирные украшения, настольные, стенные и наручные часы — 6,9;

  • моющие, чистящие средства и другие товары бытовой химии — 17,8;

  • изделия для личной гигиены — 16,1.

Согласитесь, отдельные позиции из перечня уже и звучат забавно. Но, думается, по некоторым из них многие сегодня могут и пожалеть — шагово менее доступно и дороже стало в капитальных сооружениях.

Структура продажи основных товаров в зависимости от места их реализации в 2017 г., %

Товары

Торговля вне розничных рынков

Розничные рынки

Пищевые продукты и табачные изделия

93,4

6,6

Одежда и обувь

75,9

24,1

Предметы домашнего обихода и бытовая техника

96,7

3,3

Товары для организации отдыха и культурных мероприятий

99,3

0,7

Транспортные средства и моторное топливо

99,9

0,1

Материалы для текущего содержания и ремонта жилого помещения

87,5

12,5

Фармацевтические, медицинские и ортопедические товары

99,9

0,1

Мобильные телефоны

99,9

0,1

Ювелирные украшения, настольные, стенные и наручные часы

88,4

11,6

Изделия для личной гигиены

96,4

3,6

Источник: Росстат