Поправками в Гражданский кодекс, подготовленными Минэкономразвития России, предлагается закрепление принципа «бери или плати» при заключении абонентских договоров, а также исключение из закона такого основания для ликвидации АО или ООО, как недостаточная величина чистых активов по сравенению с размером уставного капитала компании.
Согласно проекту федерального закона «О внесении изменений в части I и II Гражданского кодекса РФ» новым абзацем будет дополнена ст. 429.4 ГК РФ «Договор с исполнением по требованию (абонентский договор)».
Фактически новый абзац вводит в российскую практику принцип, известный под названием take or pay (бери или плати), широко применяемый в контрактах, подчиненных иностранному праву, прежде всего британскому. Данный принцип предполагает наличие в договоре условия об обязанности стороны-плательщика заказать и получить минимально оговоренное количество товаров, работ, услуг у исполняющей стороны. И даже в случае если заказ плательщик не сделал, ему придется уплатить определенную договором сумму.
Похожее условие и сейчас закреплено в положениях об абонентском договоре. Однако его применение на практике затруднено. Плату абонента обычно квалифицируют как санкцию за отказ от выборки согласованного заранее объема товаров или услуг. А поскольку наибольшее распространение данный принцип получил в сфере поставок газа, то квалификация платежа как санкции, как правило, влечет за собой уменьшение платы за минимальный объем потребления газа, если этот объем не востребован, по ст. 333 ГК РФ «Уменьшение неустойки». Кроме того, абонентский договор предполагает фиксированную плату за возможность потребовать поставки определенных объемов, но обычно такие договоры содержат условие лишь о верхней границе поставок.
Законопроект предполагает заключение договоров «бери или плати» по смешанному принципу. Такой договор предусматривает возможность сочетания элементов абонентской платы за минимальные гарантированные объемы поставок (вне зависимости от объемов, выбранных заказчиком) с элементами рамочного договора, оговаривающего также сверхлимитный объем поставок.
По мнению авторов законопроекта, поправки расширят возможности участников гражданского оборота в некоторых сферах экономики. В таких, например, как газоснабжение, железнодорожные и морские перевозки. Помимо вышеуказанного нововведения тем же законопроектом предусматривается исключение из перечня оснований для ликвидации АО или ООО случаев, когда стоимость чистых активов общества становится меньше его уставного капитала по окончании отчетного года , следующего за вторым или каждым последующим отчетным годом (изменения вносятся в ст. 90 и 99 ГК РФ).
Данные поправки также продиктованы стремлением облегчить жизнь участникам инвестпроектов на условиях концессии или ГЧП. Как отмечают в МЭР, в проектном финансировании, в частности для исполнения соглашений о ГЧП, создаются специальные проектные компании (специализированные общества). В процессе разработки и обоснования инвестиционных проектов, проектирования и строительства объекта соглашения (а это может занимать до нескольких лет) у специализированных обществ чистые активы могут быть меньше УК. И такое положение является нормальной и общераспространенной практикой. А поскольку в целях защиты интересов кредиторов существуют и другие критерии финансовой состоятельности общества помимо вышеуказанного (платежеспособность и т.д.), Минэкономразвития предлагает такой критерий из гражданского законодательства исключить. В ведомстве сообщили, что ведется работа по внесению корреспондирующих поправок в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».