Эксперты PwC пророчат коммерческому автотранспорту в России на ближайшее время и в последующие годы хороший рост, но практически во всех их прогнозах фигурирует важность поддержки государства.
В прошлом номере «ЭЖ» мы уделили внимание прогнозам по российскому рынку новых легковых автомобилей в итоговом за 2017 г. обзоре PwC. Сегодня речь о второй его части — коммерческой автотехнике.
Легкие, но коммерческие
В сегмент легких коммерческих попадают автомобили полной массой до 3,5 т. В 2017 г. рынок легких коммерческих автомобилей показал прирост на уровне 17% и достиг показателя в 108 000 шт. Среди лидеров по темпу прироста продаж — Ford (+75%), Citroen (+71%), Peugeot (+53%).
При этом, отмечают эксперты PwC, на рынке доминируют российские бренды GAZ, UAZ и Lada, занявшие в совокупности 72% его доли. Наибольший прирост продаж среди них показал бренд Lada (+31%). В 2017 г. UAZ вывел на рынок новую перспективную модель — UAZ Profi, которая, как ожидают авторы исследования, укрепит рыночные позиции бренда в сегменте.
Согласно их прогнозу, в 2018 г. прирост общего объема продаж легких коммерческих автомобилей составит 12% и достигнет 121 000.
Основные факторы, оказывающие влияние на рынок данных авто, как считают аналитики PwC, следующие:
-
по мере восстановления экономики активность секторов малого и среднего бизнеса возрастет, что будет способствовать увеличению продаж легких коммерческих автомобилей;
-
согласно консенсус-прогнозу Bloomberg цена на нефть может увеличиться до 62,5 долл. США за баррель в 2018 г., что положительно скажется на продажах автомобилей;
-
продление государственной программы «Свое дело» на 2018 г. будет служить дополнительным фактором, стимулирующим продажи коммерческого транспорта.
Грузовики
Рынок грузовых автомобилей включает в себя среднетоннажные (от 3,5 до 16 т) и крупнотоннажные (свыше 16 т) грузовики.
В 2017 г. продажи таких автомобилей составили 80 000 шт., увеличившись на 50%. При этом в структуре продаж наблюдается тенденция роста доли иностранных брендов. Так, отмечают авторы обзора, из десяти крупнейших игроков рынка отечественные бренды потеряли почти 10% его доли, в то время как иностранные нарастили долю на 13%.
Согласно прогнозу PwC, в 2018 г. прирост общего объема продаж грузовых автомобилей составит 10% и достигнет 88 000.
Основные факторы, оказывающие влияние на рынок грузовых автомобилей, говорится в исследовании, следующие:
-
государственные программы «Свое дело» и «Российский тягач» будут способствовать росту спроса на новые грузовые автомобили;
-
в конце 2017 г. была утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы», реализация которой будет способствовать росту объема грузоперевозок;
-
благоприятное влияние окажет на рынок стабилизация макроэкономических показателей, рост предпринимательской уверенности и оживление отраслей, связанных с использованием грузовых автомобилей, таких как строительство, торговля, промышленность.
Автобусы
Сегмент автобусов включает в себя транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, имеющие более восьми мест для сидения, не считая места водителя, за исключением транспортных средств, которые попадают в категорию легких коммерческих автомобилей.
Продажи новых автобусов в 2017 г. показали прирост на уровне 13%, достигнув показателя в 11 700 штук.
Более 88% рынка автобусов занимают отечественные бренды, среди которых лидером является PAZ, нарастивший свою долю до 65% рынка.
Согласно прогнозу аналитиков PwC, в 2018 г. прирост общего объема продаж автобусов составит 16% и достигнет 13 600.
Основные факторы, оказывающие влияние на рынок автобусов, по оценке аналитиков, такие:
-
более 40% парка автобусов старше 15 лет, его необходимо будет обновить в ближайшем будущем;
-
постановление Правительства РФ, устанавливающее требования к году выпуска автобусов, перевозящих детей, планируется к вводу с 1 июля 2018 г. В случае реализации планов по вводу постановления эксперты PwC ожидают вложения инвестиций в обновление парка автобусов, перевозящих детей;
-
расширение географии метро, развитие альтернативных видов передвижения, таких как райдшеринг и каршеринг, а также рост количества автомобилей, находящихся в личном владении, в будущем, полагают авторы обзора, могут сдерживать спрос на новые автобусы.
Сельхозтехника
Приоритетным направлением в отрасли сельскохозяйственного машиностроения в России на ближайшие годы является обновление парка техники и развитие экспортных продаж.
Реализация сельскохозяйственной техники в России в 2017 г., отмечают аналитики PwC, показала небольшое снижение относительно предыдущего года (–2%). Например, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, продажи тракторов сократились на 2%, зерноуборочных комбайнов — на 1, кормоуборочных комбайнов — на 3%.
В последние годы в России наблюдалось сокращение парка сельскохозяйственной техники. На фоне ее недостатка и высокого среднего возраста (по данным Министерства сельского хозяйства РФ, средний возраст тракторов — 25 лет, говорится в обзоре) государством был принят ряд мер по улучшению ситуации в отрасли.
Так, в 2017 г. была принята Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 г. Основными ее направлениями были обозначены ускоренное обновление парка техники и развитие экспортных продаж. Важность последнего направления, отмечают эксперты PwC, подтверждается тем, что в 2017 г. была также принята Стратегия развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 г.
В настоящее время основными мерами господдержки являются предоставление субсидий производителям, в том числе на развитие экспорта, компенсация утилизационного сбора и финансирование НИОКР.
Спецтехника
По итогам 2017 г. рынок спецтехники впервые за последние пять лет показал рост, когда совокупные продажи увеличились на 49%. В 2017 г. наблюдалась положительная динамика по всем видам спецтехники. Наименьший прирост показали погрузчики с бортовым поворотом (+16%) и самоходные грейдеры (+29%).
Основными факторами, оказавшими влияние на рынок спецтехники, авторы исследования считают следующее:
-
в последние годы продажи новой строительной техники показывали отрицательную динамику, что связано с уходом потребителей на рынок подержанной техники. Тем не менее, замечают эксперты PwC, растущий износ парка спецтехники будет стимулировать игроков проводить обновление основных средств;
-
выделение Минпромторгом России субсидий общим размером 1 млрд руб. по лизинговым договорам техники российских производителей позволило нарастить не только продажи спецтехники, но и объемы производства отечественных предприятий. Действие льготных условий лизинга спецтехники, на которое направлено 2,5 млрд руб., также поддержит рынок, отмечают авторы обзора;
-
восстановление смежных отраслей экономики, эксплуатирующих технику специального назначения, в частности строительства, окажет благоприятное воздействие на рынок спецтехники;
-
комплекс мер государственной поддержки для продвижения отечественных брендов на внешних рынках способствовал значительному росту экспорта в 2017 г.(+73% по состоянию на сентябрь 2017 г.).
В заключение исследования PwC его авторы делают следующие обобщения.
В перспективе пяти лет ожидается положительная динамика авторынка, обеспеченная восстановлением экономики и ожидаемым ростом инвестиций в производство и новые технологии.
Оживление секторов малого и среднего бизнеса окажет положительное влияние на сегмент легких коммерческих автомобилей.
Восстановление экономики, развитие транспортной системы, а также реализация госпрограмм обеспечат рост продаж грузовых автомобилей.
Спрос на новые автобусы будет зависеть от стратегии обновления изношенного парка.
Приоритетным направлением в отрасли сельскохозяйственного машиностроения в России на ближайшие годы является обновление парка техники и развитие экспортных продаж.
На реализацию автомобилей специального назначения окажут влияние необходимость обновления изношенного парка, а также исполнение мер господдержки.
Детальные прогнозы PwC по секторам коммерческого автотранспорта — в таблицах.
Прогноз продаж легких коммерческих автомобилей, тыс. штук
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
121 |
131 |
134 |
136 |
133 |
Прогноз продаж грузовых автомобилей, тыс. шт.
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
88 |
100 |
110 |
118 |
126 |
Прогноз продаж автобусов, тыс. шт.
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
13,6 |
14,7 |
15,3 |
16,8 |
17,6 |
Источник: PwC
Прогноз продаж сельскохозяйственной техники в 2018 г., тыс. шт.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (прогноз) |
31,5 |
34,3 |
33,8 |
36,8 |
Источник: Министерство сельского хозяйства РФ, анализ PwC
Прогноз продаж дорожно-строительной техники в 2018 г.
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (прогноз) |
15 594 |
14 323 |
6418 |
6030 |
9005 |
12 093 |
Источник: АЕБ, анализ PwC