Органы местного самоуправления получили два совета от разных формирований, но оба направлены на совершенствование управления муниципальными территориями.
Если предложения органам местного самоуправления общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» были ожидаемыми, то рекомендация Верховного суда РФ стала для местных властей неожиданностью.
«ОПОРА России»: местным бюджетам нужна гарантированная налоговая база
Общероссийское бизнес-объединение выступает за перезагрузку бюджетных и налоговых правил, с тем чтобы собственные доходы обеспечивали местным бюджетам достойное существование. А это, по мнению президента «ОПОРЫ России» Александра Калинина, даст муниципальным образованиям экономически мотивированные стимулы для поддержки малого и среднего предпринимательства на местах. Для этого, заявил он прессе, в т.ч. «РГ», нужны такая налоговая конструкция и такие межбюджетные отношения, чтобы соблюсти в каждом субъекте Федерации оптимальный баланс пропорций наполнения федерального, региональных и местных бюджетов налоговыми поступлениями.
В «ОПОРЕ России» считают, что в местные бюджеты следует отдавать:
-
50% отчислений от платежей по УСН;
-
30% отчислений от НДФЛ;
-
10% отчислений от налога на добычу полезных ископаемых.
И у местных бюджетов появится собственная налогооблагаемая база, гарантированная всей бюджетной системой страны.
В Тюменской области, к примеру, в бюджетах городских округов уже оставляют треть поступлений от НДФЛ, а в бюджетах муниципальных районов — 100%. Это существенный источник финансирования для принятия и реализации местных программ и проектов по повышению качества и уровня жизни населения. Местные администрации теперь строят финансово просчитанные и обоснованные планы экономического развития территорий.
В Московской, Ульяновской и Челябинской областях региональные власти делятся с муниципалитетами сбором от платежей по упрощенной системе налогообложения. В некоторых других регионах увеличивают отчисления в местные бюджеты от единого вмененного дохода. Но срок действия ЕНВД истекает через 2,5 года, и региональным властям надо будет искать новые пути помощи муниципалитетам по развитию на местах малого и среднего предпринимательства, которое, как известно, способствует органам местного самоуправления решать вопросы трудовой занятости населения, развития социальной сферы и создания комфортной среды для местных сообществ.
В настоящее время у экономически слабых муниципальных образований нет ни средств, ни стимулов для развития на своей территории частного бизнеса — индивидуального предпринимательства и микропредприятий, малых и средних компаний. Согласно самым оптимистичным экспертным оценкам доходы бюджетов 60% муниципалитетов формируются за счет межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. А должно быть наоборот, считает президент «ОПОРЫ России», бюджеты 60% городов и районов должны пополнять за счет собственных налогов, главным образом от предпринимательской деятельности на территориях.
Подсказка от «ОПОРЫ России» видится в том, что местной власти тоже надо возвысить голос за свою бюджетную автономность. И делать это не в одиночку, а сообща, через многочисленные ассоциации и союзы муниципальных образований. А самим местным администрациям пора приступать к обучению местных жителей профессии предпринимателя начиная со школьной скамьи, о чем заявил А. Калинин 7 марта в Самаре, на заседании наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
ВС РФ: не чините гражданам препятствий в приватизации жилья
Судебная коллегия по гражданским делам высшей судебной инстанции страны разъяснила органам местного самоуправления, что не следует проявлять рвение при возникновении споров с гражданами о наследовании ими муниципального жилья и последующей приватизации этих квадратных метров. Такой же совет дан судам разных инстанций — районным, городским, субъектов Федерации.
Произошло это, когда Верховный суд РФ не отправил, как обычно, поступившее дело на пересмотр, а отменил решения судов первичных инстанций и вынес собственный вердикт. Это случается очень редко, свидетельствует пресс-центр ведомства.
Согласно рассмотренному делу квартиросъемщик решил приватизировать жилплощадь, занимаемую им по договору социального найма, подал соответствующее заявление и начал собирать нужные документы, но скоропостижно скончался. В права наследства вступил родственник и обратился в районный суд с просьбой включить квартиру в состав наследства, но получил отказ. Апелляционная инстанция поддержала решение суда первой инстанции. Верховный суд РФ усмотрел «нарушения норм материального права» в решениях, принятых судами обеих инстанций.
В ходе разбирательства выяснилось, что умерший гражданин успел уже оплатить госпошлину за регистрацию права, но в назначенный срок не явился в жилищный департамент местной администрации. Не пришел он и через месяц. Чиновники постановили отказать в заключении договора о приватизации. Они не знали, что заявитель попал в больницу далеко от дома, где и умер.
В Верховном суде РФ посчитали, что он не мог подписать договор о приватизации по объективным причинам, а потому жилье следует включить в наследство, потому что наследник обратился к нотариусу в положенный срок и получил свидетельство о праве на наследство.
Вывод райсуда был иным: заявитель не совершил необходимых и достаточных действий для передачи ему в собственность жилого помещения.
Верховный суд указал, что согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят не только имущество, но и имущественные права. По закону о приватизации граждане, занимающие жилье по договорам социального найма, вправе оформить его в собственность. Для этого заключается договор с органом местного самоуправления. Нотариальное удостоверение договора не требуется, пошлина не взимается.
Указано также на соответствующее постановление Пленума Верховного суда РФ о применении судами закона о приватизации жилья (от 24.08.93 № 8 в редакции постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14), в котором подчеркивается, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых им помещений, если они обратились с соответствующим заявлением. Соблюдение порядка оформления жилья обязательно и для граждан, и для чиновников. Вопрос о приватизации необходимо решить в течение двух месяцев и заключить договор на передачу жилья. И с момента его регистрации возникает право собственности.
Таким образом, высшая судебная инстанция не только поправила местных судей, но и подсказала местным властям не цепляться за муниципальное жилье, а превращать его в налогооблагаемую базу.
Вопросы местного значения по поддержке малого и среднего предпринимательства
Тип муниципального образования |
Статья закона |
Текст закона |
---|---|---|
Сельское поселение |
Ст. 14, п. 3, ч. 3 |
Содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства |
Городское поселение |
Ст. 14, п. 1, ч. 28 |
Содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства |
Муниципальный район |
Ст. 15, п. 1, ч. 25 |
Создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства |
Городской округ |
Ст. 16, п. 1, ч. 33 |
Создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства |
Внутригородской район в городах с внутригородским делением |
Ст. 16.2, ч. 11 |
Создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства |
Источник: Закон о местном самоуправлении № 131-ФЗ от 06.20.2003 |
К сведению
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Из постановления Пленума ВС РФ от 24.08.93 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ „О приватизации жилищного фонда в РФ“»