Ставки ЕСХН передаются в ведение регионов
Федеральным законом от 07.03.2018 № 51-ФЗ внесены изменения в ст. 346.8 НК РФ, согласно которым субъекты РФ смогут регулировать уровень налоговой нагрузки сельхозпроизводителей.
В настоящее время установлена единая ставка ЕСХН для всех налогоплательщиков в размере 6% (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). Региональными законами она может быть уменьшена только для сельхозпроизводителей Крыма и Севастополя. Это предусмотрено действующей редакцией п. 2 ст. 346.8 НК РФ.
Со следующего года будет применяться новая редакция данной нормы. В соответствии с ней законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости:
-
от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в ст. 346.2 НК РФ;
-
размера доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, перечисленных в ст. 346.2 НК РФ;
-
места ведения предпринимательской деятельности;
-
средней численности работников.
Ошибка в больничном листе — повод к подаче уточненки
Если территориальный орган ФСС России не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения, компания должна представить уточненный расчет по страховым взносам. Такая позиция содержится в письме ФНС России от 05.03.2018 № ГД-4-11/4193@.
Исчисленная сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование уменьшается компанией на произведенные ей расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и других видов страхового обеспечения, перечисленных в п. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Такой порядок предусмотрен п. 2 ст. 431 НК РФ.
Проверка правильности заявленных в расчете по страховым взносам расходов на выплату страхового обеспечения осуществляется территориальными органами ФСС России (п. 8 ст. 431 НК РФ). Если расходы не подтверждены документально или произведены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (п. 4 ст. 7 Закона № 255-ФЗ).
Налоговики отметили, что, получив такое решение, компания должна скорректировать данные о расходах на выплату страхового обеспечения, приведенные в расчете. Кроме того, на сумму корректировки нужно увеличить базу для исчисления страховых взносов. В результате этих действий сумма страховых взносов к уплате, указанная в сданном расчете, окажется заниженной. В связи с этим плательщик страховых взносов обязан представить уточненный расчет.
Вычет НДС по электронной декларации
В письме от 15.02.2018 № 03-07-08/9279 специалисты финансового ведомства объяснили, что может служить документальным подтверждением для вычета НДС, если таможенное декларирование происходило в электронной форме.
Для принятия к вычету НДС, перечисленного при ввозе товаров, необходимо иметь документ, подтверждающий фактическую уплату налога при ввозе товаров (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Декларирование товаров в электронной форме осуществляется в соответствии с Порядком использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденным приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761. Согласно п. 26 этого порядка декларанту направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом решение по декларации на товары, а также сама декларация в электронной форме с соответствующими таможенными отметками.
Специалисты финансового ведомства указали, что документом, подтверждающим правомерность принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров, может являться копия этой декларации, распечатанная на бумажном носителе.
Списание долга при ликвидации кредитора
В какой момент при исчислении налога на прибыль нужно учесть в доходах задолженность контрагенту, который прекратил свое существование? Разъяснения на этот счет Минфин России дал в письме от 09.02.2018 № 03-03-06/1/7837.
Суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, подлежат включению в состав внереализационных доходов на основании п. 18 ст. 250 НК РФ.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 271 НК РФ, при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Следовательно, сумма задолженности по ликвидированному кредитору подлежит включению во внереализационные доходы на дату исключения его из ЕГРЮЛ.
Кто вправе платить зарплату работникам?
Может ли компания наделить подразделение правом начислять выплаты в пользу сотрудников головного офиса и других подразделений? Ответ — в письме ФНС России от 22.01.2018 № ГД-4-11/962.
Уплата страховых взносов и представление расчета по ним производятся по месту нахождения как организации, так и ее обособленных подразделений, которые начисляют выплаты в пользу физлиц (п. 7, 11 ст. 431 НК РФ). На плательщиков страховых взносов возложена обязанность сообщать в налоговый орган о наделении подразделения полномочиями по начислению выплат в пользу физлиц (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Налоговики отметили, что Налоговым кодексом не предусмотрено наделение подразделения полномочиями по начислению выплат в пользу работников других подразделений и головной организации.
Беспроцентный заем между российскими компаниями
По договору беспроцентного займа, заключенному до 1 января 2017 г. между российскими взаимозависимыми лицами, дохода в целях исчисления налога на прибыль не возникает (письмо Минфина России от 05.02.2018 № 03-12-11/1/6568).
До 2017 г. сделки между российскими взаимозависимыми лицами признавались контролируемыми. На основании п. 1 ст. 105.3 НК РФ доход заимодавца по контролируемому беспроцентному займу нужно было определять исходя из суммы процентов, которые были бы им получены в случае совершения сделки с не взаимозависимым лицом в сопоставмых условиях.
С 1 января 2017 г. сделки по предоставлению беспроцентных займов между российскими взаимозависимыми лицами не являются контролируемыми (подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Финансисты указали, что данная норма применяется к беспроцентным займам, доходы (расходы) по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ после 1 января 2017 г. При этом неважно, когда был заключен договор. Из этого следует, что доход по договору беспроцентного займа, заключенному до 1 января 2017 г. между российскими взаимозависимыми лицами, нужно определять исходя из фактической процентной ставки, которая в данном случае является нулевой.
Уточненка при проведении камеральной проверки
Выставление требования о даче пояснений в рамках камеральной проверки не свидетельствует об обнаружении налоговым органом ошибки. Об этом специалисты ФНС России сообщили в письме от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@.
Когда налоговики при проведении камеральной проверки представленной декларации выявляют в ней ошибки и противоречия, они выставляют налогоплательщику требование о даче необходимых пояснений или о внесении соответствующих исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Исправления вносятся путем подачи уточненной декларации. Правила привлечения к ответственности при подаче уточненки установлены в ст. 81 НК РФ. Так, налогоплательщик освобождается от штрафов, если он представил уточненную декларацию до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом в первичной декларации ошибок и искажений, приводящих к занижению суммы налога к уплате в бюджет. При этом необходимым условием является уплата недостающей суммы налога и пеней до подачи уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Специалисты ФНС России указали, что обнаружение налоговым органом ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки. В связи с этим направление в рамках камеральной проверки требования о представлении пояснений не считается выявлением налоговым органом ошибок. Поэтому, если в ответ на требование налогоплательщик уплатил недостающий налог и пени и представил уточненную декларацию, он к налоговой ответственности не привлекается.