Решение Верховного суда РФ, признавшего заниженными цены на запчасти в справочниках Российского союза автостраховщиков (РСА), может повлечь за собой волну исков со стороны потребителей и новый виток в спирали растущей убыточности автострахования, сообщает АСН со ссылкой на ряд страховых юристов.
В апреле 2016 г. управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Татарстан вынесло РСА предписание, в котором было указано, что Союз использовал доминирующее положение на рынке ОСАГО для занижения цен в справочниках запчастей, нарушив таким образом ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Антимонопольщики затребовали у страхового союза объяснения по поводу того, каким образом рассчитывалась стоимость автодеталей, и не удовлетворились ответом, заключив, что сама методика составления справочников некорректна. По мнению регионального УФАС, стоимость запчастей в справочниках РСА была занижена на 30%, стоимость материалов — на 25%. Как отметили антимонопольщики, РСА также не учитывал разницу в стоимости запчастей по регионам.
Ответный иск РСА получил отказ в первой инстанции, но был удовлетворен в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде. Решение в пользу РСА было поддержано и судом округа. Антимонопольное ведомство подало кассационную жалобу в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ, и 14 марта 2018 г. коллегия вынесла судебный акт, отменяющий решения Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Поволжского округа и оставляющий в силе первоначальное решение республиканского арбитражного суда.
Глава РСА Игорь Юргенс уже заявил, что Союз намерен направить кассационную жалобу на данное решение в Президиум ВС РФ в начале апреля.
«Мы получили определение мотивировочной части и сейчас его анализируем, чтобы подать жалобу в Президиум Верховного суда. Рассчитываем, что в первой декаде апреля это будет сделано», — сказал И. Юргенс.
Как отметил глава РСА, процессуально Союз вправе подать жалобу в порядке надзора в Президиум Верховного суда в течение трех месяцев со дня вынесения определения. В случае если этот вариант не даст результата, другой процессуально доступный путь — подать жалобу на имя председателя Верховного суда, что можно сделать в течение четырех месяцев со дня вынесения определения коллегии.
«Мы настаиваем на том, что стоимость в справочниках, подготовленных по экономическим регионам, соответствует требованиям Банка России — единой методике, которая разработана и утверждена регулятором в соответствии с Законом об ОСАГО. Поэтому предписания УФАС Татарстана о том, что РСА должен пересмотреть справочники, считаем необоснованными», — заявил И. Юргенс.
В августе прошлого года автовладельцы были шокированы пересмотром РСА стоимости автозапчастей в меньшую сторону. Хотя некоторые автодетали в справочниках РСА подорожали, в среднем с 1 августа 2017 г. стоимость автозапчастей по нескольким тысячам позиций снизилась на 8%.
Сегодня глава РСА признает, что методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (ТС) надо совершенствовать. По словам И. Юргенса, Союз уже направил ЦБ РФ письмо с соответствующими предложениями.
Основные предложения РСА таковы:
-
при проведении экспертизы предлагается установить обязательность первоначальной идентификации транспортного средства — так называемый «нулевой» этап осмотра. На этом этапе устанавливается VIN, номера узлов и агрегатов, их соответствие сведениям в предоставленных документах, ряд других характеристик автомобиля;
-
по дорогостоящим (свыше 5% от стоимости ТС) комплектующим установить необходимость специальной записи в экспертном заключении о диагностике или дефектовке с разборкой. РСА предлагает, чтобы наличие царапин на корпусе такого агрегата не являлось основанием для замены агрегата (узла) в сборе;
-
по ТС, которые официально не поставлялись в РФ, при наличии рынка б/у запчастей стоимость з/ч определяется методом статистического наблюдения. Предложение РСА заключается в том, чтобы при определении стоимости ремонта по праворульным машинам и автомобилям, которые официально в РФ не поставлялись, эксперт-техник руководствовался бы не ценами на оригинальные запчасти, которые содержатся в справочниках, а стоимостью бывших в употреблении запчастей, которые предлагаются в этом регионе. Цены на б/у запчасти ниже оригинальных, но таким образом РСА соблюдает принцип рыночного расчета. По некоторым экзотическим запчастям цены на них в справочниках настолько завышены, что это приводит к несправедливо завышенной выплате, чем пользуются автоюристы;
-
использование при актуализации справочников данных от интернет-магазинов с учетом стоимости доставки в регион. При формировании справочника средней стоимости запасных частей полноценными первичными источниками должны быть данные интернет-магазинов запасных частей, поскольку все большая доля этого рынка уходит от «живых» авторынков и прилавков именно в интернет.