Валютные операции между резидентами
Федеральным законом от 07.03.2018 № 44-ФЗ внесены поправки в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Установленный ч. 1 ст. 9 закона перечень валютных операций, разрешенных между резидентами, дополнен, в частности, операциями:
— по выплате физическим лицам — резидентам заработной платы и иных выплат в иностранной валюте за пределами территории РФ по заключенным ими с юридическими лицами — резидентами трудовым договорам, предусматривающим исполнение такими физическими лицами — резидентами своих трудовых обязанностей за пределами территории РФ;
— по переводу должностного оклада (денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы и иных сумм) в иностранной валюте на открытые в уполномоченных банках на территории РФ счета физических лиц — резидентов, являющихся, в частности, сотрудниками диппредставительств, консульских учреждений РФ, иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, согласно заключенным с ними служебным контрактам, трудовым договорам.
Критерии отнесения к категориям риска
Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 утверждены:
— критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска при осуществлении госконтроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ;
— периодичность проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска;
— распределение хозяйствующих субъектов по категориям риска в зависимости от вида деятельности и объема выручки.
Установлено, что отнесение деятельности хозяйствующих субъектов к определенной категории риска осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований антимонопольного законодательства РФ, оценки вероятности их несоблюдения, а также масштаба экономической деятельности и социально-экономической значимости отрасли (сферы) экономики, в которой осуществляется экономическая деятельность.
Снижение категории риска осуществляется при наличии в совокупности следующих условий:
— отсутствие в течение трех лет на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения по ст. 14.31—14.33, 14.40, 14.41, ч. 2.1—2.3, 2.5 и 2.6 ст. 19.5 и ст. 19.8 КоАП РФ;
— функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска системы мер, направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства, предусмотренной внутренним актом хозяйствующего субъекта.
Пилотный проект по реализации системы tax free
С 1 января 2018 г. в Налоговый кодекс введены нормы, предусматривающие так называемую систему tax free, то есть возврат иностранным гражданам уплаченного ими в составе цены товаров НДС при вывозе этих товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 341-ФЗ «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно п. 5 ст. 169.1 НК РФ эта система работает в отношении организаций розничной торговли, включенных в перечень, утверждаемый Минпромторгом России. Попасть в этот перечень могут компании, которые соответствуют определенным критериям и расположены в определенных местах. Критерии и перечень мест размещения устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 № 105 система tax free запущена в рамках пилотного проекта на территориях Краснодарского края, Московской области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Постановлением утверждены:
— перечень критериев, которым одновременно должна удовлетворять организация розничной торговли, являющаяся плательщиком НДС, в целях участия в пилотном проекте;
— перечень мест размещения организаций или их обособленных подразделений для включения в перечень, утверждаемый Минпромторгом России.
Постановление вступило в силу с 13 февраля и действует по 31 декабря 2018 г.
Заявление на участие в системе tax free
Минпромторг России приказом от 12.02.2018 № 416 утвердил форму заявления о включении организации розничной торговли в перечень организаций, участвующих в системе tax free, и порядок рассмотрения такого заявления.
Порядок определяет процедуру рассмотрения заявления, а также правила исключения организаций розничной торговли из перечня участников системы tax free.
Установлено, в частности, что для включения в перечень организация розничной торговли — плательщик НДС представляет в Минпромторг:
— заявление о включении в перечень, оформленное на бланке организации розничной торговли, по утвержденной форме;
— справку налогового органа, подтверждающую отсутствие на первое число месяца подачи заявления неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Причинами для отказа во включении в перечень могут быть:
— отсутствие справки налогового органа;
— несоответствие заявления утвержденной форме;
— несоответствие организации розничной торговли критериям отбора организаций розничной торговли, определяемым Правительством РФ в соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 169.1 НК РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 № 105).
Утверждены пункты пропуска через границу РФ — участники системы tax free
Правительство РФ распоряжением от 07.02.2018 № 173-р утвердило перечень пунктов пропуска через границу Российской Федерации, которые будут участвовать в системе tax free.
Иностранные граждане, приобретшие товары в организациях розничной торговли, будут иметь право на компенсацию уплаченного ими в составе цены товара НДС при условии вывоза товаров именно через эти пункты пропуска.
В перечень вошли:
— автомобильные пункты пропуска — Мамоново (Гжехотки);
— воздушные пункты пропуска — Москва (Внуково, Домодедово, Шереметьево), Санкт-Петербург (Пулково), Сочи, Владивосток (Кневичи);
— морские пункты пропуска — Владивосток.
Порядок проставления отметки на чеке tax free
Согласно п. 4 ст. 169.1 НК РФ одним из документов, подтверждающих право физического лица — гражданина иностранного государства на компенсацию суммы НДС, является документ (чек), выдаваемый ему организацией розничной торговли, с отметкой таможенного органа РФ, подтверждающей факт вывоза товаров с территории Россйиской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом установлено, что порядок проставления отметки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.
ФТС России приказом от 22.02.2018 № 245 утвердила такой порядок.
Им установлено, что проставление отметки таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС, производится путем проставления оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа.
Отметка проставляется при условии:
— соблюдения иностранным гражданином срока, указанного в п. 9 ст. 169.1 НК РФ;
— предъявления им таможенному органу вывозимых товаров и документа (чека) с прикрепленными к нему подтверждающими оплату товаров платежными документами, и паспорта, по которому иностранный гражданин въехал на территорию РФ;
— соответствия сведений об иностранном гражданине, указанном в документе (чеке), сведениям, содержащимся в паспорте, а также о товарах, указанных в документе (чеке), — товарам, фактически предъявленным должностному лицу таможенного органа.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 16.03.2018 № 50385.
Квитанция о приеме страховых взносов от физлиц
В соответствии с подп. 3 п. 5 и п. 13 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при отсутствии банка (иной кредитной организации) страхователи — физические лица могут уплачивать страховые взносы, пени и штрафы через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны выдавать при приеме денежных средств страхователям квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств.
Приказом ФСС России от 25.12.2017 № 631 утверждена форма такой квитанции.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2018 № 50343.
Деятельность с использованием нескольких зданий
Возникают ли обособленные подразделения, если организация ведет деятельность на территории, подведомственной налоговому органу, в котором состоит на учете, с использованием нескольких зданий? Точка зрения налоговиков на этот счет содержится в письме ФНС России от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ).
В письме от 21.04.2008 № 03 02 07/2-73 специалисты Минфина России указали, что одним из признаков, идентифицирующих обособленное подразделение, признается адрес, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации. Вместе с тем, по мнению ФНС России, ведение организацией единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенных на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений.
Как передать данные с фискального накопителя
ФНС России в письме от 16.02.2018 № АС-4-20/3107@ разъяснила, как компании и предприниматели должны передавать данные с ККТ при замене фискального накопителя, а также при снятии с учета кассовой техники, работавшей в офлайн-режиме.
Обязанность считать данные с фискального накопителя и представить их в налоговый орган предусмотрена п. 14 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».
Налоговики разъяснили, что считанные данные пользователи могут передать:
— через кабинет контрольно-кассовой техники;
— при личном обращении в любой территориальный налоговый орган.
Кроме того, компании и бизнесмены могут принести в инспекцию фискальный накопитель, чтобы налоговики сами считали с него информацию. Но такой вариант подачи сведений возможен только в том случае, когда в инспекции есть специальный USB-адаптер.
Налоговики сообщили, что до момента закупки инспекциями соответствующих адаптеров пользователи должны самостоятельно считывать данные с фискального накопителя и представлять их в налоговый орган на электронном носителе.
Последствия ошибки в больничном листе
Если территориальный орган ФСС России не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения, компания должна представить уточненный расчет по страховым взносам. Такая позиция содержится в письме ФНС России от 05.03.2018 № ГД-4-11/4193@.
Исчисленная сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование уменьшается компанией на произведенные ей расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и других видов страхового обеспечения, перечисленных в п. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Такой порядок предусмотрен п. 2 ст. 431 НК РФ.
Проверка правильности заявленных в расчете по страховым взносам расходов на выплату страхового обеспечения осуществляется территориальными органами ФСС России (п. 8 ст. 431 НК РФ). Если расходы не подтверждены документально или произведены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (п. 4 ст. 7 Закона № 255-ФЗ).
Налоговики отметили, что, получив такое решение, компания должна скорректировать данные о расходах на выплату страхового обеспечения, приведенные в расчете. Кроме того, на сумму корректировки нужно увеличить базу для исчисления страховых взносов. В результате этих действий сумма страховых взносов к уплате, указанная в сданном расчете, окажется заниженной. В связи с этим плательщик страховых взносов обязан представить уточненный расчет.