Проект федерального закона, подготовленный Минэкономразвития России и представленный для общественного обсуждения, направлен на совершенствование регулирования косвенных исков, предъявляемых в защиту интересов акционерного общества.
В 2014 г. в Гражданский кодекс были внесены изменения, которые в значительной степени изменили правила предъявления исков в защиту интересов корпорации. В частности, был признан тот факт, что такие требования предъявляются участниками от имени корпорации (п. 1 ст. 182 ГК РФ), а круг лиц, наделенных правом предъявлять подобные иски, расширился за счет членов коллегиальных органов управления (наблюдательного совета). Данные изменения, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, на практике породили множество вопросов, разрешить которые Правительство РФ решило с помощью очередного законопроекта — «О внесении изменений в федеральные законы „Об акционерных обществах“ и „Об обществах с ограниченной ответственностью“ (в части совершенствования регулирования косвенных исков, предъявляемых в защиту интересов акционерного общества)». Документ размещен на портале regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/03-18/00079355).
Один из главных вопросов, который встал перед правоприменителями с 2014 г.: каким образом должны распределяться судебные расходы при рассмотрении косвенных исков? По общему правилу судебные расходы несут лица, участвующие в деле. Статья 40 Арбитражного процессуального кодекса РФ упоминает в числе таковых стороны, третьих лиц, прокурора и т.д. Но если исходить из того, что истцом в такого рода делах выступает корпорация, то это неизбежно должно повлечь изменение сложившейся практики, когда судебные расходы несет участник (акционер), обратившийся с соответствующим иском. Минэкономразвития России — разработчик законопроекта прогнозирует, что такой подход спровоцирует волну необоснованных исков, поскольку бремя расходов будет нести общество.
Кроме того, возникает вопрос: допустимо ли при рассмотрении дела в суде участие лица, которое имело отношение к оспариваемой сделке, то есть к причинению убытков обществу?
Ну и наконец, в законодательстве на сегодняшний момент нет однозначного указания на возможность регулирования в уставе непубличного общества сроков исковой давности по требованиям, предъявляемым в защиту интересов общества. Что, учитывая вполне определенные тренды на диспозитивность в корпоративном праве, выглядит несколько странно.
Варианты ответов на поставленные выше вопросы разработчики попытались было найти в зарубежном законодательстве. Однако анализ опыта иностранных правопорядков свидетельствует о том, что в европейских странах нет единого или преобладающего подхода. Так, известны примеры, когда все расходы несет участник (акционер) или компания (в некоторых случаях она может по требованию возместить расходы акционеру). Встречается также сочетание этих подходов: в Германии, например, акционер несет судебные расходы в связи с предварительной процедурой (при отклонении его требования), но в случае перехода к основному делу судебные расходы несет уже компания независимо от его исхода. В таких странах, как Швейцария и Франция, суд наделен правом возложить судебные расходы на компанию, если истец, хотя и проиграл дело, был добросовестным.
Учитывая, что российский правопорядок содержит специфичную модель косвенного иска, при которой участники (акционеры) имеют возможность свободно предъявлять такие требования от имени общества, а также принимая во внимание возможные риски злоупотреблений, разработчики проекта решили пойти своим путем.
Законопроектом предлагается воспроизвести в тексте закона правило о том, что судебные расходы по такого рода делам должны возлагаться на лиц, предъявивших косвенный иск, а также, соответственно, возмещаться в их пользу в случае удовлетворения требований.
Для этого Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предложено дополнить новой ст. 93.2, а Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» — ст. 46.1.
В целях устранения конфликта интересов лицо, заключавшее оспариваемую сделку либо причинившее убытки, за возмещением которых обратились участники (акционеры) или члены наблюдательного совета, лишается права представлять общество при рассмотрении соответствующего косвенного иска в суде. Вместо этого допускается возможность назначения экстраординарного представителя для представления интересов общества в ходе рассмотрения дела в суде.
Члены совета директоров (наблюдательного) совета наделяются правом требовать от общества возмещения издержек, понесенных ими в связи с рассмотрением дела в суде, учитывая, что указанные лица, предъявляя такие требования, действуют как лица, ведущие чужое дело (по аналогии с абз. 2 п. 2 ст. 975, ст. 1001 ГК РФ).
Основываясь на наличии у участников непубличных обществ широкой автономии воли, законопроект разрешает единогласным решением участников (акционеров) включать в устав непубличного общества положения, устанавливающие срок исковой давности иной по сравнению с общими сроками исковой давности, предусмотренными гражданским законодательством.