После длительного падения доходов февраль нынешнего года принес позитивные вести. Реальные доходы населения во втором месяце 2018 г. наконец выросли на 4,4% по сравнению с февралем прошлого года. Основным драйвером их роста стало увеличение реальных зарплат на 9,7%. Розничный товарооборот тоже «прибавил в весе» — на 1,8%. Большинство россиян считают сложившуюся экономическую ситуацию в стране стабильной, но не имеющей заметного потенциала развития.
В феврале текущего года реальные располагаемые денежные доходы населения и реальная начисленная заработная плата возросли по сравнению с таким же периодом 2017 г. на 4,4 и 9,7% соответственно. «Рост реальных доходов наблюдался впервые с января 2017 г.», — подчеркивают эксперты Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС в очередном Мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения.
Положительный тренд демонстрируют также пенсии. Реальный размер назначенных пенсий увеличился в январе 2018 г. относительно первого месяца прошлого года на 4,9%.
Главным локомотивом повышения реальных доходов, по оценке ученых ИНСАП, стал рост реальной заработной платы в сфере образования, здравоохранения, культуры, а также научных исследований и разработок. Повышение заработной платы отдельным категориям бюджетников до 200% от средней заработной платы по региону произошло в рамках Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 гг. Она была утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р в целях исполнения майских указов Президента РФ.
Еще одним фактором, обусловившим приятную для граждан тенденцию, был значительный рост реальной заработной платы в сфере производства нефтепродуктов (более чем на 120%). Кроме того, положительное влияние на рост заработной платы могло оказать повышение с января 2018 г. минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 21,7% (с 7800 до 9489 руб.).
Устойчивый рост реальной заработной платы, начавшийся с августа 2016 г., привел к тому, что в прошлом году реальная заработная плата начала восстанавливаться после падения 2015 г. и составила 96,1% от уровня 2013 г. А в феврале текущего года реальная зарплата достигла уже 107,7% от уровня аналогичного периода 2013 г.
Правда, восстановление реальных денежных доходов россиян до уровня докризисных времен пока еще не произошло. В 2017 г. реальные доходы сократились на 11,0% по сравнению с уровнем 2013 г. В феврале же нынешнего года они оставались ниже на 6,1% по сравнению с уровнем середины зимы 2013 г. Таким образом, задача возобновления роста реальных денежных доходов населения по-прежнему остается очень актуальной.
Необходимость обеспечения долгосрочного роста реальных доходов граждан и снижения уровня бедности населения как минимум вдвое за шесть лет была отмечена Президентом РФ в Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г. С этой прекрасной (но далеко не новой) идеей солидарно и население страны. Так, по данным опроса «Ромира», более трети населения считают, что главной государственной задачей на сегодняшний день должно быть повышение благосостояния населения, — так думает 41% опрошенных граждан (для сравнения: в 2015 г. — лишь 29%).
Товарооборот тянется за доходами и кредитами
Рост реальных доходов россиян стимулирует увеличение розничного товарооборота. В январе торговля непродовольственными товарами выросла на 3,3% к аналогичному периоду прошлого года 2018 г., что является самым высоким значением показателя начиная с 2015 г. В феврале текущего года товарооборот также продемонстрировал позитив: прирост на 1,8% по отношению к показателю середины зимы 2017 г.
В структуре товарооборота в январе 2018 г. доля пищевой продукции составила 48%, непродовольственных товаров — 52%. За тот же период 2017 г. соотношение составило 48,6 и 51,4% соответственно.
Вместе с тем объем товарооборота, как и уровень реальных доходов, пока не вышел на докризисный уровень. Если считать изменение товарооборота за три года (начиная с 2014 г.), можно заметить, что он снизился на 5,8% по всем товарам, в том числе на 6,8% по пищевой и на 4,9% — непродовольственной продукции.
Увеличению товарооборота способствует низкий уровень инфляции. В феврале 2018 г. индекс потребительских цен по отношению к соответствующему периоду предыдущего года составил 102,2%, в том числе 100,9% — на продовольственную продукцию, 102,5% — на непродовольственные товары и 103,7% — на услуги. По сравнению со значением показателя в предыдущем месяце цены выросли на 0,3% в целом, а также на 0,2% — на продовольственные изделия. Цены на непродовольственные товары и услуги даже снизились — на 0,1 и 0,2% соответственно.
Продолжают расти потенциальные риски, связанные с увеличением потребительского кредитования. За 2017 г. населению было выдано 9,2 трлн руб в виде кредитов, что на 5% выше, чем в 2013 г. — самом благоприятном для потребительского кредитования году.
На фоне стагнирующих (в основном) за последние два года денежных доходов населения потребительское кредитование, безусловно, демонстрирует положительную динамику. Однако объем выданных за 2017 г. физическим лицам кредитов составил около 17% объема их денежных доходов.
Граждане видят стабильность, но не верят в улучшение
Опрос населения, проведенный в феврале 2018 г., показывает, что все большая часть россиян оценивает экономическую ситуацию в стране как стабильную (+5% по сравнению с данными за ноябрь 2017 г.). Одновременно снизилась численность группы, по мнению которой ситуация ухудшилась. Тем не менее количество россиян, замечающих улучшение экономической ситуации, по-прежнему относительно невелико и пока не растет.
Похожий тренд прослеживается в оценках перспектив развития экономической ситуации. Здесь увеличилась доля населения, которое уверено, что ситуация не будет меняться к худшему (с 34,3 до 37,9%). При этом сократилась численность граждан, считающих, что ухудшение жизни будет продолжаться. А доля тех, кто надеется на улучшение ситуации, не только не выросла, но даже чуть сократилась (на 0,3%).
Столь осторожные оценки гражданами перспектив экономической ситуации в стране повлияли на модель их потребительского поведения. Если в конце 2017 г. было заметно ослабление ставшего привычным режима экономии на товарах и услугах, то данные за февраль 2018 г. показали иную картину. Доля россиян, подверженных, по их субъективной оценке, актуальным или потенциальным потребительским рискам, выросла в сфере поддержания здоровья (покупки лекарств и/или приобретения медицинских услуг) на 2,9%. В области развития образовательного потенциала (приобретения услуг основного и/или дополнительного образования) риски возросли на 3,7%, в сфере рекреационных услуг (расходов на отдых и/или проведение отпуска) — на 2,4%.
Риски в сфере занятости в целом, по мнению опрошенных граждан, снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но по сравнению с концом 2017 г. выросли, особенно в том, что касается перехода на неполную рабочую неделю и ухода в неоплачиваемый отпуск. Риск снижения заработной палаты находится на уровне конца 2017 г.
Наконец, еще одна важная деталь, к сожалению, характерная для поведения россиян. Активизации личных адаптационных стратегий, согласно данным за февраль 2018 г., не происходит. Напротив, отмечается снижение расходов, связанных с вложениями в человеческий капитал, то есть затрат на образование и здравоохранение.