С чем столкнутся муниципалитеты и местные предприниматели на границе

| статьи | печать

В этом году вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Более полугода действует Федеральный закон о приграничном сотрудничестве (от 26.07.2017 № 179-ФЗ), позволивший стать участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всем муниципальным образованиям приграничных субъектов РФ, а не только тем, которые находятся у линии государственной границы. Что ждет муниципалитеты и местный бизнес на «родных» таможенных постах? Ответ на вопрос дает доклад «Таможенное администрирование в России: что делать?», подготовленный экспертами Центра стратегических разработок. И ответ неутешительный.

Российская таможня твердо стоит на фискальной позиции. Ключевая ее цель — максимальный сбор платежей. Эффективность службы не оценивается по такому показателю, как уровень собираемости платежей относительно тех сумм, которые могли бы быть собраны исходя из товарооборота. Нет попыток и оценить уровень недостоверного декларирования товаров хотя бы на отдельных рынках, особо чувствительных для российских производителей. В результате до 60% обжалованных решений о действиях (бездействии) таможенных органов выносится судами в пользу участников ВЭД. Такая устойчивая тенденция последних 10—15 лет поощряет таможенников наращивать суммы платежей любыми способами.

Драконовские административные барьеры не пускают во внешнеэкономическую деятельность малые и средние компании, микропредприятия и индивидуальных предпринимателей, не имеющих достаточной финансовой устойчивости, адекватной рискам непредсказуемости требований таможенных органов при оформлении экспортно-импортных операций.

Технологическое отставание России в организации контроля трансграничных перемещений товаров иллюстрируется положением нашей страны в международных рейтингах. В составленном в 2016 г. Всемирным банком индексе эффективности логистики Россия была на 99-м месте из 160. Это свидетельство неприменения имеющихся инструментов таможенного регулирования, призванных стимулировать инвестиции в экспортно-ориентированные производства. Страдают даже инновационные компании, задействованные в глобальных цепочках.

Факторами слабого таможенного регулирования эксперты ЦСР называют:

  • отсутствие у должностных лиц таможенных органов необходимых компетенций и технологических инструментов по использованию данных бухгалтерского и операционного учета компаний для таможенных целей;

  • отсутствие методических инструкций со стороны Минфина России и ФТС России, в которых объяснялись бы сложные вопросы применения экономических таможенных режимов;

  • отсутствие у таможенных органов мотивации выполнять работу, не преследующую сбор таможенных платежей.

Дополнительные коррупционные риски создает возможность принятия таможенниками дискреционных решений об определении фискальных параметров и задержке выпуска товаров, находящихся в этот период на транспортных терминалах или частных складах временного хранения (СВХ).

Под дискреционными понимаются законные полномочия, позволяющие должностному лицу действовать по собственному усмотрению в пределах правовых норм. Этим пользуются, в частности, и судьи, и миграционные службы.

Вступивший в силу 1 января Таможенный кодекс ЕАЭС закрепляет устоявшиеся нормы еще на годы вперед. А существующие процедуры администрирования экспортно-импортных операций построены на механизмах, адекватных бумажным технологиям прошлого века. В частности, при пересечении границы и на последующих этапах таможенного оформления (транзит, временное хранение) необходимо представлять и заполнять большое количество документов, а для получения права на выпуск товара в обращение — пройти проверки и заплатить пошлины.

Объектом контроля для таможенных органов являются товары, собранные в одну товарную партию, сведения о которых указаны в одной таможенной декларации. При этом не предусмотрены требования к отражению сведений о товарах в документах бухгалтерского или иного коммерческого учета. Отсюда невозможность проследить информацию после выпуска, когда партия «расщепляется» на отдельные товары. Однако вместо изменения технологий контроля (в том числе с использованием опыта таможенных служб других стран) тестируются и внедряются механизмы идентификации каждой единицы товара путем маркирования без учета транспортной, промышленной или торговой маркировки, что дополнительно усложняет таможенные процедуры для участников ВЭД.

Для реализации в России положений Таможенного кодекса ЕАЭС разработан законопроект о таможенном регулировании. Но и его положения базируются на консервативных подходах выстраивания контроля и фиксации на границе устоявшихся многоэтапных технологий.

Ожидаемое обновление таможенного законодательства не изменяет ситуацию в целом, потому что сосредоточено на создании правовых основ для автоматизации процесса декларирования товаров и на развитии института уполномоченных экономических операторов. Остается в силе тезис о том, что таможенная пошлина — это обыкновенный косвенный налог, который можно взимать результативнее (то есть больше собирать) и менее затратно для бизнеса, чем это делается в настоящее время. Но для достижения таких результатов важно изменить бизнес-процессы, последовательность административных процедур и перераспределить функции между таможенными и налоговыми органами.

Отличия между намерениями Минфина России и ФТС России и предложениями ЦСР в части импорта представлены в таблице, чтобы новые участники ВЭД муниципального уровня (органы местного самоуправления и местный бизнес) имели представление о ждущих их мытарствах на государственной границе независимо от того, ввозят они продукцию из-за рубежа или вывозят собственный товар.

Вступающим на путь ВЭД российским муниципалитетам и местному бизнесу надо быть готовыми к любым неожиданностям в таможенной зоне собственной страны.

Позиция России в рейтинге эффективности логистики в 2010—2016 гг.

Год

Позиция

Эффективность таможни

2010

94

115 из 155 стран

2012

95

138 из 155 стран

2014

90

133 из 160 стран

2016

99

141 из 160 стран

Источник: Всемирный банк

Отличия предлагаемых изменений от планов таможенных органов

Показатели

Предлагаемый ЦСР подход

Планы ФТС

Охват

Все участники ВЭД

Категорирование участников ВЭД по уровню риска.
Упрощение администрирования производится для категории с низким уровнем риска.
Для участников ВЭД среднего и высокого уровня риска — сохранение или усиление контроля (в т.ч. стоимостных и временных издержек) на этапе выпуска товара

Этапы, которые охватывает контроль за товаром

Бизнес­процесс администрирования охватывает весь путь движения товара — от пункта пропуска до оборота (сквозной контроль)

Основной упор на этап декларирования и таможенной очистки в пункте пропуска или на складе временного хранения.
Смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров для участников ВЭД, входящих в «зеленый сектор»

Однократность предоставления информации

Для всех контролирующих органов на этапе до ввоза

В рамках таможенных органов

Фискальный контроль

На этапах до ввоза и после выпуска товара, контроль в контексте хоздеятельности

На этапе ввоза товара (как условие выпуска товара)

Интеграция с ФНС

В непрерывном (постоянном) режиме либо объединение баз данных и СУР — систем управления рисками

В непрерывном (постоянном) режиме либо объединение баз данных и СУР

Система управления рисками

По субъектам, участвующим в процессе, по товарам, месту их производства, путям доставки в Россию, введению в оборот.
Контроль в контексте хоздеятельности, контроль за период, а не отдельной поставки

На уровне конкретной поставки и конкретной таможенной декларации; основной уклон на субъектно­ориентированный подход без поддержки контроля на этапе после выпуска товаров; стоимостные риски

Финансовые гарантии

Генеральные (комплексные) финансовые гарантии на период

На одну поставку в форме денежного депозита

Целевые показатели таможенного администрирования

Результативность контроля и уровень соответствующих затрат государства и бизнеса на основе оценки соотношения оборота легально и нелегально ввезенных товаров на внутреннем рынке; оценка налоговых разрывов

Доля таможенных деклараций, поданных участниками ВЭД, отнесенных к низкой категории рисков; сумма собранных таможенных платежей

Источник: ЦСР