В преддверии состоявшегося 21—22 марта Moscow Ticketing Forum, посвященного билетному рынку России, специалисты PwC совместно с организаторами мероприятия провели соответствующее исследование. Из него становится ясно, что за столь внешне обыденной, рутинной продажей билетов на концерты, спортивные соревнования, в театры и т.д. стоит целая индустрия.
Организация развлечений во всем мире является растущим и привлекательным рынком. В России, согласно прогнозу PwC на 2017—2021 гг., данная индустрия растет со среднегодовым темпом в 7,2%. При этом среднемировой показатель составляет 4,2%.
Объем российского билетного рынка, по различным оценкам его представителей, составляет от 45 млрд до 60 млрд руб. в год без учета сегмента кинотеатров.
Авторы исследования отмечают, что российскому рынку в целом свойственны те же тенденции, что и мировой билетной индустрии: внедрение новых технологий, поиск подходов к регулированию вторичного рынка, интерес инвесторов — главным образом, телекоммуникационных и медийных компаний.
Крупные международные компании из сфер медиа и электронной коммерции постепенно выходят на билетный рынок, разрабатывая собственные билетные решения или устанавливая партнерские отношения с действующими билетными операторами и системами. Россия, говорится в исследовании, не является исключением — в феврале 2018 г. телекоммуникационная компания МТС приобрела билетных операторов Ticketland и Ponominalu. В результате данной сделки Сергей Солонин, бывший акционер Ticketland и сооснователь платежной системы Qiwi, инвестировал в покупку билетной системы Timepad.
Развитие индустрии ведет к постепенному изменению ее структуры и механизмов работы. Так, представители рынка активно обсуждают экономические и юридические аспекты перехода на модель продаж через единое билетное поле. Совместно прорабатывается подход к работе с вторичным рынком, который в настоящий момент находится преимущественно в «серой» зоне, отмечают эксперты PwC.
В условиях растущей конкуренции представители рынка формируют новые предложения и внедряют дополнительные услуги для своих клиентов. Например, билетный оператор «Кассир.ру» заключил партнерское соглашение с билетной системой OneTwoTrip и теперь сможет предлагать своим пользователям не только билеты на мероприятия, но и авиабилеты, билеты на поезда, а также возможность бронирования отеля.
Представители российской индустрии активно внедряют новые технологии, в частности блокчейн, в свою деятельность. Так, компании Tickets Cloud и eTicket4 уже вышли на ICO, еще несколько компаний разрабатывают собственные блокчейн-решения.
Это самый общий взгляд в исследовании PwC на билетный рынок. В опросе приняли участие представители всех ключевых сегментов индустрии: площадок для проведения мероприятий, билетных систем и операторов, организаторов мероприятий. Также в качестве респондентов выступили разработчики и дистрибьюторы программного обеспечения (ПО) и представители билетных агрегаторов и маркетинговых агентств. И вот представленные всеми ими детали функционирования билетного рынка в силу их объема мы отразить здесь, увы, не сможем.
Билетные детали
В качестве одного из трендов развития индустрии как за рубежом, так и в России эксперты называют рост самостоятельных продаж организаторами.
Из опрошенных PwC представителей организаторов более 80% отмечают, что реализуют билеты самостоятельно, причем 8% участников исследования делают это без использования ресурсов подрядчиков.
Доля билетов, реализуемых организаторами самостоятельно, варьируется в зависимости от сегмента мероприятий и составляет в среднем 49%. При этом наименьшую потребность в дополнительных каналах продаж испытывают организаторы деловых мероприятий и выставок, в то время как билеты на театральные мероприятия и фестивали реализуются преимущественно через подрядчиков.
В исследовании приняли участие представители площадок различной вместимости, при этом порядка половины респондентов представляют залы вместимостью до 1000 человек.
Почти треть площадок стремится обеспечить ежедневную загрузку, принимая более 300 событий в год. При этом респонденты отмечают, что помимо мероприятий арендаторов в эту цифру входят и мероприятия, которые они организуют самостоятельно.
Более половины участников исследования реализуют билеты на мероприятия только самостоятельно, остальные используют организаторов и подрядчиков в качестве основного или дополнительного канала продаж.
Билетные операторы выступают в качестве посредников для организаторов мероприятий и площадок при реализации билетов. Причем они могут реализовывать как всю квоту билетов, являясь эксклюзивным оператором, так и ее часть.
Операторы распространяют билеты через собственные кассы, на сайтах и в мобильных приложениях. Возможны две модели ценообразования: комиссия, которая предполагает закупку билетов ниже номинала с последующей продажей по номиналу, и наценка, которая устанавливается сверх номинальной стоимости билетов при их продаже конечному потребителю.
Почти все представители билетных операторов, опрошенных PwC, отмечают, что предпочитают взаимодействовать с организаторами на основе комиссионной модели, при этом половина из них также периодически использует механизм наценки на билеты.
Билетные системы предоставляют организаторам, площадкам и операторам программное обеспечение для самостоятельной продажи билетов, а также осуществляют его настройку, поддержку и техническое обслуживание. При этом используются различные модели монетизации.
Так, чуть менее 40% респондентов работают по комиссионной модели, предоставляя программное обеспечение бесплатно. Иная модель, которую отметили 15% участников исследования PwC, — это единоразовый фиксированный платеж за установку ПО. Остальные представители билетных систем применяют комбинированную модель оплаты.
Наиболее предпочтительными каналами продаж для организаторов мероприятий являются билетные кассы и интернет-сайты посредников. В то же время площадки для проведения мероприятий активнее задействуют собственные каналы.
Социальные сети и мессенджеры только начинают получать широкое распространение в качестве канала продаж — их задействуют чуть более половины опрошенных организаторов и менее трети опрошенных площадок, выяснили авторы исследования.
Билетные перспективы
По прогнозам участников исследования PwC, в ближайшие пять лет можно ожидать рост билетной индустрии в России на 21%. При этом наиболее оптимистично на перспективы ее роста смотрят представители билетных операторов, менее всех уверены в активном развитии рынка разработчики и дистрибьюторы программного обеспечения.
В качестве сегментов, которые имеют наибольший потенциал для роста в ближайшее время, большинство респондентов отмечают спортивные мероприятия, концерты и фестивали.
В качестве ключевых трендов, которые существенно повлияют на развитие индустрии в ближайшие пять лет, большая часть респондентов PwC отмечает развитие инструментов онлайн-маркетинга и новых технологий в целом.
Наибольшую уверенность в существенном влиянии новых технологий (например, AR/VR, блокчейн, искусственный интеллект и т.д.) на рынок выражают представители билетных операторов.
В дополнение к этому представители билетных систем также отмечают важную роль новых решений, направленных на повышение комфорта зрителей, в развитии индустрии.
Разработчики и дистрибьюторы ПО одним из значительных факторов называют также потенциальное изменение потребительских привычек.
Наиболее вероятными драйверами развития индустрии в ближайшие пять лет участники исследования PwC считают использование «больших данных» при реализации билетов, в чем особенно уверены представители билетных операторов и систем, и переход на единое билетное поле.
Представители билетных систем также отмечают высокий потенциал использования алгоритмов динамического ценообразования и развития самостоятельных продаж организаторами.
В то же время разработчики и поставщики ПО считают, что основным драйвером развития индустрии станет объединение первичного и вторичного рынков.
Главными угрозами для развития индустрии респонденты видят потенциальную консолидацию рынка несколькими крупными игроками и возможное снижение посещаемости мероприятий вследствие экономических и социальных причин.
Потенциальный рост объема нелегального вторичного рынка в качестве одной из угроз отмечают только представители организаторов и площадок для проведения мероприятий.
Среди прочих угроз участники исследования PwC называют экономическую нестабильность в целом, ценовые войны между представителями рынка, а также консерватизм государственных организаций и органов власти в отношении новых технологий и решений.
Сегменты с наибольшим потенциалом развития в ближайшие пять лет, % упоминания респондентами
Сегменты |
Доля респондентов |
---|---|
Спорт |
73 |
Концерты |
64 |
Фестивали |
58 |
Театр |
36 |
Мюзиклы |
36 |
Деловые события |
36 |
Детские мероприятия |
31 |
Цирк |
22 |
Выставки |
22 |
Кино |
20 |
Факторы, которые окажут наибольшее влияние на рынок в ближайшие пять лет, % упоминания респондентами
Факторы |
Общий профиль |
Организаторы |
Площадки |
Билетные операторы |
Билетные системы |
ПО |
---|---|---|---|---|---|---|
Развитие инструментов онлайн-маркетинга |
63 |
70 |
64 |
55 |
80 |
33 |
Развитие новых технологий |
59 |
40 |
64 |
82 |
60 |
33 |
Появление новых возможностей для повышения комфорта и развлечения зрителей |
54 |
60 |
50 |
45 |
80 |
67 |
Появление новых эффектных и технологичных площадок для проведения мероприятий |
48 |
40 |
57 |
64 |
40 |
0 |
Изменение потребительских привычек |
37 |
40 |
43 |
18 |
40 |
67 |
Появление новых форматов мероприятий |
35 |
30 |
36 |
45 |
40 |
0 |
Источник: данные опроса, анализ PwC |