Реализация билетов на разного рода мероприятия — целая индустрия

| статьи | печать

В преддверии состоявшегося 21—22 марта Moscow Ticketing Forum, посвященного билетному рынку России, специалисты PwC совместно с организаторами мероприятия провели соответствующее исследование. Из него становится ясно, что за столь внешне обыденной, рутинной продажей билетов на концерты, спортивные соревнования, в театры и т.д. стоит целая индустрия.

Организация развлечений во всем мире является растущим и привлекательным рынком. В России, согласно прогнозу PwC на 2017—2021 гг., данная индустрия растет со среднегодовым темпом в 7,2%. При этом среднемировой показатель составляет 4,2%.

Объем российского билетного рынка, по различным оценкам его представителей, составляет от 45 млрд до 60 млрд руб. в год без учета сегмента кинотеатров.

Авторы исследования отмечают, что российскому рынку в целом свойственны те же тенденции, что и мировой билетной индустрии: внедрение новых технологий, поиск подходов к регулированию вторичного рынка, интерес инвесторов — главным образом, телекоммуникационных и медийных компаний.

Крупные международные компании из сфер медиа и электронной коммерции постепенно выходят на билетный рынок, разрабатывая собственные билетные решения или устанавливая партнерские отношения с действующими билетными операторами и системами. Россия, говорится в исследовании, не является исключением — в феврале 2018 г. телекоммуникационная компания МТС приобрела билетных операторов Ticketland и Ponominalu. В результате данной сделки Сергей Солонин, бывший акционер Ticketland и сооснователь платежной системы Qiwi, инвестировал в покупку билетной системы Timepad.

Развитие индустрии ведет к постепенному изменению ее структуры и механизмов работы. Так, представители рынка активно обсуждают экономические и юридические аспекты перехода на модель продаж через единое билетное поле. Совместно прорабатывается подход к работе с вторичным рынком, который в настоящий момент находится преимущественно в «серой» зоне, отмечают эксперты PwC.

В условиях растущей конкуренции представители рынка формируют новые предложения и внедряют дополнительные услуги для своих клиентов. Например, билетный оператор «Кассир.ру» заключил партнерское соглашение с билетной системой OneTwoTrip и теперь сможет предлагать своим пользователям не только билеты на мероприятия, но и авиабилеты, билеты на поезда, а также возможность бронирования отеля.

Представители российской индустрии активно внедряют новые технологии, в частности блокчейн, в свою деятельность. Так, компании Tickets Cloud и eTicket4 уже вышли на ICO, еще несколько компаний разрабатывают собственные блокчейн-решения.

Это самый общий взгляд в исследовании PwC на билетный рынок. В опросе приняли участие представители всех ключевых сегментов индустрии: площадок для проведения мероприятий, билетных систем и операторов, организаторов мероприятий. Также в качестве респондентов выступили разработчики и дистрибьюторы программного обеспечения (ПО) и представители билетных агрегаторов и маркетинговых агентств. И вот представленные всеми ими детали функционирования билетного рынка в силу их объема мы отразить здесь, увы, не сможем.

Билетные детали

В качестве одного из трендов развития индустрии как за рубежом, так и в России эксперты называют рост самостоятельных продаж организаторами.

Из опрошенных PwC представителей организаторов более 80% отмечают, что реализуют билеты самостоятельно, причем 8% участников исследования делают это без использования ресурсов подрядчиков.

Доля билетов, реализуемых организаторами самостоятельно, варьируется в зависимости от сегмента мероприятий и составляет в среднем 49%. При этом наименьшую потребность в дополнительных каналах продаж испытывают организаторы деловых мероприятий и выставок, в то время как билеты на театральные мероприятия и фестивали реализуются преимущественно через подрядчиков.

В исследовании приняли участие представители площадок различной вместимости, при этом порядка половины респондентов представляют залы вместимостью до 1000 человек.

Почти треть площадок стремится обеспечить ежедневную загрузку, принимая более 300 событий в год. При этом респонденты отмечают, что помимо мероприятий арендаторов в эту цифру входят и мероприятия, которые они организуют самостоятельно.

Более половины участников исследования реализуют билеты на мероприятия только самостоятельно, остальные используют организаторов и подрядчиков в качестве основного или дополнительного канала продаж.

Билетные операторы выступают в качестве посредников для организаторов мероприятий и площадок при реализации билетов. Причем они могут реализовывать как всю квоту билетов, являясь эксклюзивным оператором, так и ее часть.

Операторы распространяют билеты через собственные кассы, на сайтах и в мобильных приложениях. Возможны две модели ценообразования: комиссия, которая предполагает закупку билетов ниже номинала с последующей продажей по номиналу, и наценка, которая устанавливается сверх номинальной стоимости билетов при их продаже конечному потребителю.

Почти все представители билетных операторов, опрошенных PwC, отмечают, что предпочитают взаимодействовать с организаторами на основе комиссионной модели, при этом половина из них также периодически использует механизм наценки на билеты.

Билетные системы предоставляют организаторам, площадкам и операторам программное обеспечение для самостоятельной продажи билетов, а также осуществляют его настройку, поддержку и техническое обслуживание. При этом используются различные модели монетизации.

Так, чуть менее 40% респондентов работают по комиссионной модели, предоставляя программное обеспечение бесплатно. Иная модель, которую отметили 15% участников исследования PwC, — это единоразовый фиксированный платеж за установку ПО. Остальные представители билетных систем применяют комбинированную модель оплаты.

Наиболее предпочтительными каналами продаж для организаторов мероприятий являются билетные кассы и интернет-сайты посредников. В то же время площадки для проведения мероприятий активнее задействуют собственные каналы.

Социальные сети и мессенджеры только начинают получать широкое распространение в качестве канала продаж — их задействуют чуть более половины опрошенных организаторов и менее трети опрошенных площадок, выяснили авторы исследования.

Билетные перспективы

По прогнозам участников исследования PwC, в ближайшие пять лет можно ожидать рост билетной индустрии в России на 21%. При этом наиболее оптимистично на перспективы ее роста смотрят представители билетных операторов, менее всех уверены в активном развитии рынка разработчики и дистрибьюторы программного обеспечения.

В качестве сегментов, которые имеют наибольший потенциал для роста в ближайшее время, большинство респондентов отмечают спортивные мероприятия, концерты и фестивали.

В качестве ключевых трендов, которые существенно повлияют на развитие индустрии в ближайшие пять лет, большая часть респондентов PwC отмечает развитие инструментов онлайн-маркетинга и новых технологий в целом.

Наибольшую уверенность в существенном влиянии новых технологий (например, AR/VR, блокчейн, искусственный интеллект и т.д.) на рынок выражают представители билетных операторов.

В дополнение к этому представители билетных систем также отмечают важную роль новых решений, направленных на повышение комфорта зрителей, в развитии индустрии.

Разработчики и дистрибьюторы ПО одним из значительных факторов называют также потенциальное изменение потребительских привычек.

Наиболее вероятными драйверами развития индустрии в ближайшие пять лет участники исследования PwC считают использование «больших данных» при реализации билетов, в чем особенно уверены представители билетных операторов и систем, и переход на единое билетное поле.

Представители билетных систем также отмечают высокий потенциал использования алгоритмов динамического ценообразования и развития самостоятельных продаж организаторами.

В то же время разработчики и поставщики ПО считают, что основным драйвером развития индустрии станет объединение первичного и вторичного рынков.

Главными угрозами для развития индустрии респонденты видят потенциальную консолидацию рынка несколькими крупными игроками и возможное снижение посещаемости мероприятий вследствие экономических и социальных причин.

Потенциальный рост объема нелегального вторичного рынка в качестве одной из угроз отмечают только представители организаторов и площадок для проведения мероприятий.

Среди прочих угроз участники исследования PwC называют экономическую нестабильность в целом, ценовые войны между представителями рынка, а также консерватизм государственных организаций и органов власти в отношении новых технологий и решений.

Сегменты с наибольшим потенциалом развития в ближайшие пять лет, % упоминания респондентами

Сегменты

Доля респондентов

Спорт

73

Концерты

64

Фестивали

58

Театр

36

Мюзиклы

36

Деловые события

36

Детские мероприятия

31

Цирк

22

Выставки

22

Кино

20

Факторы, которые окажут наибольшее влияние на рынок в ближайшие пять лет, % упоминания респондентами

Факторы

Общий профиль

Организаторы

Площадки

Билетные операторы

Билетные системы

ПО

Развитие инструментов онлайн-маркетинга

63

70

64

55

80

33

Развитие новых технологий

59

40

64

82

60

33

Появление новых возможностей для повышения комфорта и развлечения зрителей

54

60

50

45

80

67

Появление новых эффектных и технологичных площадок для проведения мероприятий

48

40

57

64

40

0

Изменение потребительских привычек

37

40

43

18

40

67

Появление новых форматов мероприятий

35

30

36

45

40

0

Источник: данные опроса, анализ PwC