Специалисты Минфина России считают, что компания может применить нулевую ставку НДС в ситуации, когда по условиям контракта право собственности на товары переходит к иностранному покупателю в России, и они до помещения под таможенную процедуру экспорта хранятся у поставщика. К такому выводу финансисты пришли в письме от 22.02.2018 № 03-07-08/11188.
При реализации товаров на экспорт применяется нулевая ставка НДС (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом необходимым условием является представление в налоговый орган документов, указанных в ст. 165 НК РФ. Это контракт с иностранным покупателем, таможенная декларация, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ. Данные документы нужно собрать в срок не позднее 180 календарных дней, считая со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ).
Как видите, в указанных нормах речь идет о ситуации, когда товар уже помещен под таможенную процедуру экспорта. В нашем случае этого не происходит. Однако право собственности на товары переходит к иностранному покупателю в России, и до помещения их под таможенный режим экспорта они хранятся у поставщика. А значит, присутствует факт реализации. Ведь ею признается переход права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Операции по реализации товаров на территории РФ являются объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). НДС начисляется на дату отгрузки или дату оплаты в зависимости от того, что наступит раньше (п. 1 ст. 167 НК РФ). А переход права собственности на товар, который не отгружается и не транспортируется, для целей НДС приравнивается к отгрузке (п. 3 ст. 167 НК РФ).
Получается, что в рассматриваемой ситуации НДС надо начислить в момент перехода права собственности на товары к иностранному покупателю. Но какую ставку нужно использовать: обычную (18 или 10%) или нулевую, предусмотренную для экспорта?
Минфин России разъяснил, что данная операция облагается НДС в порядке, предусмотренном для экспорта вне зависимости от того, в какой момент произошел переход права собственности на товары. Аналогичный вывод содержится и в письме Минфина России от 12.01.2017 № 03-07-08/630.