Исследовательский холдинг «Ромир» в феврале 2018 г. провел вторую волну исследования отношений автовладельцев к модернизации системы ОСАГО, включая либерализацию тарифов, на которой настаивают страховщики. Первая волна исследования прошла в ноябре 2017 г.
В ходе первой волны исследования «Ромир» за направленные на либерализацию тарифов в ОСАГО изменения высказались 53% автовладельцев. Февральский опрос показал, что положительно относящихся к таким изменениям водителей стало на 5 п.п больше — их доля возросла до 58%.
Выросла и доля тех, кто считает, что либерализация позволит улучшить ситуацию на рынке ОСАГО, — таких стало 48 против 44% в ноябре 2017 г. Увеличилась и доля автомобилистов, согласных с мнением, что справедливый тариф сделает стоимость полиса ниже для добросовестных водителей и выше для нарушителей — с 64 в ноябре 2017 г. до 68% в феврале 2018-го. В настоящее время, уверен 71% автовладельцев, добросовестные водители платят за недобросовестных.
Кроме того, февральская волна исследования показала действенность направленной против автоюристов медиа-кампании: доля автовладельцев, сообщивших, что они ни за что не обратятся к автоюристам, выросла за три месяца с 2 до 8%. Более половины водителей (51%) сочли, что автоюристы наживаются на чужих проблемах, больше четверти (27%) уверены, что они создают проблемы рынку и другим автовладельцам.
Выросла доля автолюбителей, считающих ОСАГО важным для водителей видом страхования (с 23 до 42%). Как к «данности» относится к ОСАГО 41% респондентов (21% в ходе первой волны). Чуть повысилась (до 53 с 50%) доля тех, кто считает, что ОСАГО стало более клиентоориентированным.
«Половина опрошенных водителей (50%) уверена, что ОСАГО находится на курсе улучшения. Причем доля таких автолюбителей выросла с момента последнего опроса в конце прошлого года на 6 п.п., — прокомментировала данные второй волны исследования генеральный директор ООО „Ромир Мониторинг Стандарт“ Ольга Горелова. — В целом по результатам второй волны исследования можно говорить о положительной тенденции изменения отношения автомобилистов к ОСАГО, а также осведомленности и поддержке процессов либерализации тарифов».
На вопрос о том, какие требуются изменения в ОСАГО, 62% респондентов назвали либерализацию тарифов или введение свободного тарифа с усилением конкуренции между страховщиками, введение персонифицированного тарифа. Индивидуальный тариф по ОСАГО поддержали 81% респондентов. Среди других мер — зачистка рынка от недобросовестных автоюристов (45% респондентов) и совершенствование e-ОСАГО (40%), в среднем доля сторонников таких изменений подросла за три месяца на 2—5%.
При этом по сравнению с ответами в ходе первой волны исследования заметно снизилась доля тех, кто считает, что выгоднее заплатить штраф за отсутствие полиса ОСАГО, чем покупать страховку — с 49 в ноябре до 30%.