Забалансовый учет имущества и обязательств

| статьи | печать

Постановка и ведение забалансового учета сегодня явно не в приоритете у компаний. Причина проста: хотя с помощью бухучета руководство может контролировать имущество и обязательства компании, а также получать оперативную информации по ним, затраты на ведение бухучета не должны превышать потенциальную пользу от него. И всем бухгалтерам не стоит игнорировать забалансовый учет. Рассказываем, почему.

Забалансовые счета — это вспомогательные счета бухгалтерского учета, остатки по которым не должны отражаться в бухгалтерском балансе. Они используются, если бухгалтеру нужна информация, которой нет на балансовых счетах. Необходимость ведения забалансового учета вызвана несколькими обстоятельствами.

Первое. Главные бухгалтеры, которые проходили аудиторскую проверку, знают, что без должного состояния забалансового учета заключение аудиторов не будет идеальным. Прямой ответственности за отсутствие забалансового учета, конечно, нет. Но есть административная ответственность за искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10% (ст. 15.11 КоАП РФ).

Второе. В последнее время наметилась тенденция, что налоговики с особым пристрастием проверяют ведение забалансового учета. Например, у них может возникнуть вопрос, где в балансе отражается арендованное помещение, в котором работают сотрудники компании? Если оно не отражено в учете, получается, что сотрудники организации сидят на улице или работают на удаленном доступе из дома. А если нет в учете помещения, как можно принимать в расходы по налогу на прибыль затраты по аренде? То есть нет имущества в балансе — нет расходов.

Третье. Ведение забалансового учета позволяет сблизить бухгалтерский и управленческий учет. Например, у руководства может возникнуть вопрос: ноутбук стоимостью менее 40 000 руб. не отражен в учете, так как он был списан в материалы, а потом на затраты? Значит, ноутбук более не принадлежит компании и любой сотрудник может забрать его домой? Или пакет офисных программ был куплен несколько лет назад, а после того как он «ушел» со счета расходов будущих периодов, в учете этой лицензии не стало. Логично, что руководство хочет видеть количество и сроки таких лицензий в балансе.

Постановка забалансового учета

Для постановки забалансового учета необходимо определиться с кругом тех активов и обязательств, которые компания решит учитывать за балансом. Правила ведения на забалансовых счетах утверждаются в учетной политике. В идеале к учетной политике составляются корпоративные учетные принципы, в том числе, по забалансовым счетам. Например, вводится корпоративный учетный принцип «Учет на забалансовых счетах», утвержденный главным бухгалтером компании, где будет подробная инструкция для бухгалтера на данном участке по отражению информации за балансом.

Отправной точкой для отражения информации в забалансовом учете является проведение инвентаризации и подготовка соответствующих документов.

Напомним, что правила инвентаризации активов и обязательств распространяются и на забалансовые счета.

Итак, сначала оформляется приказ, затем проводится инвентаризация активов и обязательств, подлежащих отражению за балансом. Далее, на основании сличительной ведомости информация вводится в учет.

Учет имущества и обязательств на забалансовых счетах

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее — План счетов), утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, существует 11 забалансовых счетов.

Как правило, на забалансовых счетах:

1) ведется учет наличия и движения имущества (для обеспечения его сохранности):

— не принадлежащего организации (например, основные средства, полученные в аренду, товары, полученные от комитента для реализации);

— собственного имущества организации, стоимость которого списана в расходы;

2) собирается информация, которую нужно раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п. 27 ПБУ 4/99, п. 32 ПБУ 6/01).

Таблица 1. Использование забалансовых счетов, предусмотренных Планом счетов

Назначение забалансового счета

Номер и название забалансового счета

Учет имущества, не принадлежащего организации

001 «Арендованные основные средства»;

002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;

003 «Материалы, принятые в переработку»;

004 «Товары, принятые на комиссию»;

005 «Оборудование, принятое для монтажа»

Учет имущества организации, списанного на расходы

006 «Бланки строгой отчетности»;

007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Сбор информации для раскрытия в пояснениях к бухгалтерской отчетности

001 «Арендованные основные средства»;

011 «Основные средства, сданные в аренду»;

008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;

009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»

Кроме того, компания может заводить и забалансовые счета, не предусмотренные Планом счетов. Так, можно учитывать топливные карты, открыв для этого забалансовый счет 012.

Порядок отражения информации на забалансовых счетах

Отметим, что данные за балансом отражаются внесистемно. Поступление имущества, получение и выдача обеспечений отражается по дебету забалансового счета, а списание имущества и прекращение обеспечений отражается по кредиту забалансового счета.

Двойная запись на забалансовых счетах не используется. Например, при получении имущества в аренду проводки будут такие:

Дебет 001«Арендованные основные средства»

— принято имущество от арендодателя;

Кредит 001«Арендованные основные средства»

— возвращено имущество арендодателю по истечении срока аренды.

Важно!

Кредитового остатка на забалансовом счете быть не может. Данные на забалансовых счетах на сумму баланса влияния не оказывают.

Отметим, что каждая операция по забаласовым счетам должна быть документально подтверждена.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся активы и обязательства, которые находят место для отражения за балансом.

Счет 001 «арендованные основные средства»

Арендованные помещения. Основанием для отражения является акт приема-передачи помещения, который подписывается при заключении договора. Чаще всего информации о стоимости помещений в договоре нет. Поэтому можно запросить у арендодателя данные о стоимости, но скорее всего будет получен отказ.

Смысла заказывать оценщика за деньги в данном случае нет, можно использовать условную оценку. Например, 1 руб. за каждый арендованный квадратный метр. Главное — прописать правила условной оценки в учетной политике или корпоративных учетных принципах.

Имущество, переданное вместе с арендуемыми помещениями по акту приема-передачи. Вместе с арендуемым помещением могут быть переданы кондиционеры, жалюзи, столы, шкафы и другое имущество.

Напольные кулеры, полученные от поставщиков за плату или бонусом полученные к воде, потребляемой в бутылях 18,9 л. Учет ведется по акту о приеме-передачи оборудования в момент получения кулера от поставщика. В этом акте, как правило, указывается залоговая стоимость, по которой кулер отражается за балансом.

Пример

Согласно заключенному договору аренды недвижимости (нежилого помещения) арендодатель предоставил организации-арендатору нежилое помещение в аренду. Срок аренды нежилого помещения составляет пять лет. Согласованная стоимость данного арендованного имущества по договору — 2 500 000 руб.

Арендованное нежилое помещение подлежит учету арендатором на забалансовом счете 001 в оценке, указанной в договоре аренды нежилого помещения (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее — Инструкция по применению Плана счетов), утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерский учет указанного объекта на забалансовом счете ведется по простой системе. При получении арендатором нежилого помещения производится запись по дебету счета 001. На дату возврата арендованного объекта отражается его списание с забалансового счета 001.

Отметим, что по арендованному нежилому помещению арендатор не начисляет амортизацию. На основании п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, начисление амортизации по такому объекту осуществляет арендодатель.

Таким образом, в учете арендатора получение и возврат арендованного объекта недвижимости (нежилого помещения) следует отразить следующими проводками:

Счет 002 «товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

Имущество, которое не принадлежит организации и не используется ею, но за сохранность которого она несет ответственность, учитывается за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» (п. 155 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

Чаще всего здесь учитываются бутыли 18,9 л для кулера. В день привоза воды поставщик, кроме стандартной накладной прилагает приходную накладную на бутыли и расходную (или комбинированный вариант). Залоговая стоимость бутылей может быть указана либо в этих приходных-расходных накладных, либо в договоре.

Еще один наиболее часто встречающийся пример того, что учитывается на счете 002 — это коврики, которые принадлежат клининговой компании. Эти коврики регулярно меняются на основании актов приемки-сдачи.

Рассмотрим возможные ситуации получения такого имущества, с указанием первичных документов, которые должны быть составлены для отражения операций по этому счету (табл. 2)

Таблица 2. Документальное оформление ТМЦ для ведения забалансового учета

Ситуация

Какие документы составляются

При приемке

При возврате (передаче -заказчику, комитенту)

Имущество получено на склад по договору хранения

Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма МХ-1)

Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма МХ-3)

Продукция, произведенная из давальческого сырья, хранится до передачи заказчику

Приходный ордер (форма М-4) или накладная на передачу готовой продукции в места хранения (форма МХ-18)

Накладная на отпуск материалов на сторону (форма М-15)

Товары приобретены для комитента

Товарная или товарно-транспортная накладная

Накладная на отпуск материалов на сторону (форма М-15)

Товары приняты для перевозки

Транспортная накладная

Товары, которые вы отказались принять у поставщика (при невыполнении им условий поставки)

Товарная или товарно-транспортная накладная

Накладная на возврат товара (например, по форме ТОРГ-12 с отметкой «возврат») и документ, подтверждающий отказ от принятия товара (например, акт о недостатках товара, выявленных при его приемке (форма ТОРГ-2))

ТМЦ, принятые на ответственное хранение, отражаются на счете 002 по стоимости, указанной в первичных документах.

Проводки будут такие:

Дебет 002

— ТМЦ приняты на ответственное хранение;

Кредит 002

— ТМЦ возвращены собственнику (переданы заказчику, комитенту, грузополучателю).

Пример

В отчетном году организация закупила материалы. По договору поставки право собственности на материалы переходит к организации только после их оплаты. Стоимость материалов составила 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.). На конец года материалы оплачены не были. Так как договором поставки материалов предусмотрен переход права собственности на них от поставщика к организации только после их оплаты, то в этой ситуации организация не может учесть полученные материалы в составе собственных запасов, даже несмотря на то, что эти материалы были фактически получены. До тех пор, пока материалы не будут оплачены поставщику, материалы учитываются на забалансовом счете 002.

Бухгалтер организации должен сделать такие записи:

Дебет 002

— 59 000 руб. — приняты материалы, право собственности на которые еще не получено.

После оплаты материалов бухгалтер должен сделать следующие проводки:

Дебет 60 Кредит 51

— 59 000 руб. — оплачены поступившие материалы;

Кредит 002

— 59 000 руб. — списаны материалы с забалансового учета;

Дебет 10 Кредит 60

— 50 000 руб. — оприходованы оплаченные материалы;

Дебет 19 Кредит 60

— 9000 руб. — учтен НДС по оприходованным и оплаченным материалам;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

— 9000 руб. — принят к вычету НДС.

Счет 006 «бланки строгой отчетности»

К бланкам строгой отчетности (далее — БСО), отражаемым на счет 006, относятся, например, чековые книжки, полученные организацией от банка, бланки трудовых книжек и вкладышей к ним, абонементы, подлежащие выдаче; чистые бланки дипломов и удостоверений.

БСО отражаются на счете 006 для того, чтобы можно было определить ответственных лиц за хранение данных документов. Обычно БСО учитываются в условной оценке, а количество подлежащее отражению в учете, определяется методом прямого счета.

Пример

В текущем месяце организация приобрела десять бланков трудовых книжек и пять бланков вкладышей в трудовую книжку. Стоимость одного бланка трудовой книжки составляет 236 руб. (в том числе НДС — 36 руб.), стоимость одного бланка вкладыша — 206,5 руб. (в том числе НДС — 31,5 руб.). В том же месяце оформлены две трудовые книжки вновь принятым работникам и использованы три бланка вкладышей (в связи с переводом работников на другие должности), кроме того, один бланк вкладыша испорчен работником отдела кадров. Плата с работников взимается путем удержания денежных средств из их заработной платы на основании предоставленных ими заявлений.

Прежде чем продолжить пример, необходимо дать пояснения.

Так как компания приобретает бланки трудовых книжек и вкладышей с целью исполнения своих обязанностей по оформлению трудовых книжек работникам, затраты на приобретение трудовых книжек являются расходами организации (п. 2, 4 ПБУ 10/99).

При этом, поскольку затраты на приобретение бланков для организации не являются существенными, такие затраты (без учета принимаемого к вычету НДС) признаются в составе расходов на дату приобретения бланков без их предварительного признания в составе активов организации (абз. 4 п. 19 ПБУ 10/99).

Стоимость бланков (за вычетом возмещаемого НДС) отражается записью по дебету счета 91 «Прочие расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов).

Поскольку бланки трудовой книжки и вкладыша в нее хранятся в организации как документы строгой отчетности, информация о наличии и движении этих бланков отражается на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» (Инструкция по применению Плана счетов, письмо Минфина России от 29.01.2008 № 07-05-06/18).

Стоимость использованных по назначению бланков, а также испорченного бланка списывается с забалансового счета 006.

Для учета расчетов с работниками за выданные им трудовые книжки и вкладыши к ним применяется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (Инструкция по применению Плана счетов).

По мнению Минфина России, плата, получаемая от работника при выдаче ему трудовой книжки или вкладыша в нее, относится на прочие доходы (письмо Минфина России от 29.01.2008 № 07-05-06/18, п. 7 ПБУ 9/99). Такой доход признается на дату использования по назначению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее. Сумма платы отражается записью по дебету счета 73 и кредиту счета 91, субсчет 91-1 «Прочие доходы».

При удержании указанной суммы из зарплаты работников производятся записи по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 73.

Передача работникам бланков трудовой книжки и вкладыша в нее признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ) и облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 27.11.2008 № 03-07-11/367, от 26.09.2007 № 07-05-06/242). Поэтому на дату оформления двух трудовых книжек вновь принятым работникам, а также на дату использования по назначению трех вкладышей в трудовую книжку у организации возникает налоговая база по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумма НДС, начисленного при использовании по назначению бланков трудовой книжки и вкладышей в нее, включается в состав прочих расходов, что отражается записью по дебету счета 91, субсчет 91-2, и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 11, 16 ПБУ 10/99).

Пример

Продолжим предыдущий пример и покажем, как в бухучете отражается приобретение и использование по назначению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, а также порча бланка:

При приобретении бланков трудовой книжки и вкладыша в нее:

Дебет 91-2 Кредит 60

— 2875 руб. х [(236 руб. – 36 руб.) x 10 шт. + (206,50 руб. – 31,50 руб.) x 5 шт.] — отражена стоимость приобретенных бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;

Дебет 19 Кредит 60

— 517,5 руб. (36 руб. x 10 шт. + 31,50 руб. x 5 шт.) — отражен НДС, предъявленный продавцом бланков;

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19

— 517,5 руб. — принят к вычету НДС, предъявленный продавцом бланков;

Дебет 60 Кредит 51

— 3392,5 руб. — оплачены приобретенные бланки (236 руб. x 10 шт. + 206,50 руб. x 5 шт.);

Дебет 006

— 2875 руб. — оприходованы приобретенные бланки трудовой книжки и вкладыша в нее.

По мере использования по назначению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее:

Кредит 006

— 925 руб. — списана стоимость бланков, использованных по назначению [(236 руб. – 36 руб.) x 2 шт. + (206,50 руб. – 31,50 руб. ) x 3 шт.];

Дебет 91-2 Кредит 68

— 166,5 руб. — начислен НДС при использовании по назначению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее (925 руб. x 18%);

Дебет 73 Кредит 91-1

— 1091,5 руб. — признан доход при передаче работникам трудовых книжек и вкладышей в трудовые книжки (925 руб. + 166,5 руб.);

Дебет 70 Кредит 73

— 1091,5 руб. — удержана плата за выдачу трудовых книжек и вкладышей в них из сумм начисленной работникам заработной платы.

По факту порчи бланка вкладыша в трудовую книжку:

Кредит 006

— 175 руб. — списана стоимость испорченного бланка вкладыша (206,50 руб. — 31,5 руб.).

Счет 007 «списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»

На этом счете отражается списанная дебиторская задолженность. Срок отражения на счете — в течение пяти лет. Основанием для отражения в учете будет бухгалтерская справка и приказ о списании задолженности.

Пример

Компания 15 февраля предоставила беспроцентный заем в сумме 300 000 руб. сроком на два месяца. Заемщик не предоставлял обеспечения по этому договору. В установленный срок заемщик свои обязательства по договору займа не выполнил. По состоянию на 30 апреля в бухгалтерском учете впервые создан резерв по сомнительному долгу в размере 70% указанной задолженности. Компания обратилась в суд с иском о взыскании задолженности, на основании решения суда в отношении заемщика начато исполнительное производство. Требования о расторжении договора и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами организацией в ходе судебного разбирательства не заявлялись.

10 августа получено постановление судебного пристава — исполнителя об окончании исполнительного производства вследствие невозможности взыскания (отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание), организации возвращен исполнительный лист.

Прежде чем продолжить пример, дадим необходимые пояснения.

Дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, считается сомнительной (абз. 2 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, далее — Положение № 34н).

Исходя из требования осмотрительности в случае признания дебиторской задолженности сомнительной организация обязана создать резерв по сомнительным долгам (п. 6 ПБУ 1/2008, абз. 1 п. 70 Положения № 34н).

Сумма резерва по сомнительным долгам является оценочным значением и определяется организацией самостоятельно по каждому отдельному сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 2, 3 ПБУ 21/2008, абз. 4 п. 70 Положения № 34н).

Пример

Продолжим предыдущий пример.

В рассматриваемой ситуации по состоянию на 30 апреля был создан резерв по сомнительным долгам в размере 70% суммы задолженности заемщика, а именно 210 000 руб. (300 000 руб. x 70%).

Отчисления в резерв по сомнительным долгам признаются прочими расходами организации (п. 11 ПБУ 10/99, абз. 1 п. 70 Положения № 34н, п. 4 ПБУ 21/2008).

Формирование этого резерва отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» (Инструкция по применению Плана счетов).

В соответствии с п. 77 Положения № 34н дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, подлежит списанию с учета либо за счет созданного ранее резерва по сомнительным долгам, либо в состав прочих расходов.

Списание производится на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. При этом, что такое задолженность, нереальная для взыскания, организация определяет самостоятельно.

В соответствии с положениями гражданского законодательства прекращение исполнительного производства в связи с отсутствием имущества должника не является прекращением обязательства, а также окончанием периода, в течение которого организация вправе попытаться принудительно взыскать эту задолженность.

Вместе с тем шансы обнаружить имущество, принадлежащее должнику, в будущем ничтожно малы.

Вследствие этого, по нашему мнению, на дату получения постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства вследствие невозможности взыскания (отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание) задолженность может быть признана нереальной для взыскания (безнадежной). В этом случае на основании проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации 70% существующей задолженности списывается за счет средств резерва сомнительных долгов.

Пример

Продолжим предыдущий пример.

Списание 70% дебиторской задолженности отражается бухгалтерской записью по дебету счета 63 и кредиту счета 76 в сумме 210 000 руб. (300 000 руб. x 70%).

Та часть задолженности, на сумму которой резерв не создавался, признается прочим расходом организации и списывается в дебет счета 91, субсчет 91-2, со счета 76 (п. 77 Положения № 34н, п. 11 ПБУ 10/99).

Поскольку окончание исполнительного производства вследствие невозможности взыскания не является основанием для прекращения обязательства должника, списанная сумма задолженности по договору займа одновременно отражается на забалансовом счете 007 и учитывается за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (абз. 2 п. 77 Положения № 34н, Инструкция по применению Плана счетов).

При создании резерва по сомнительному долгу и последующем списании за счет этого резерва суммы долга, признанного безнадежным, либо при последующем списании самого резерва общая сумма доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском и налоговом учете, одинакова.

В связи с образованием резерва по сомнительным долгам, в учете возникают вычитаемые временные разницы (ВВР), приводящие к образованию отложенных налоговых активов (ОНА) (п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Следовательно, при создании резерва организация признает ОНА, который погашается на дату признания задолженности безнадежной в налоговом учете и включения ее суммы в состав внереализационных расходов (дату списания безнадежной задолженности за счет созданного резерва в бухгалтерском учете) (п. 17 ПБУ 18/02).

Пример

Продолжим предыдущий пример.

В учете организации списание долга заемщика по договору беспроцентного займа в связи с признанием этого долга безнадежным (судебный пристав вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью взыскания долга) следует отразить следующим образом:

На 15 февраля:

Дебет 76 Кредит 51

— 300 000 руб. — Перечислены денежные средства по договору займа.

На 30 апреля:

Дебет 91-2 Кредит 63

— 210 000 руб. — сформирован резерв по сомнительным долгам;

Дебет 09 Кредит 68

— 42 000 руб. — отражен ОНА (210 000 руб. x 20%).

На 10 августа:

Дебет 63 Кредит 76

— 210 000 руб. — часть безнадежной задолженности, возникшей по договору займа, списана за счет резерва по сомнительным долгам;

Дебет 68 Кредит 09

— 42 000 руб. — погашен ОНА;

Дебет 91-2 Кредит 76

— 90 000 руб. — часть безнадежной задолженности по договору займа, не покрытая резервом, признана прочим расходом (300 000 руб. – 210 000 руб.);

Дебет 007

— 300 000 руб. — сумма списанной задолженности учтена на забалансовом счете.

Счет 008 «обеспечения обязательств и платежей полученные»

Полученные гарантии после представления документа, например от банка, подтверждающего эти гарантии, должны быть отражены на счете 008.

Чаще всего с банковскими гарантиями сталкиваются компании, у которых покупателями являются государственные компании.

Счет 009 «обеспечения обязательств и платежей выданные»

В случае когда компания является поручителем данная информация должна быть отражена по счету 009, в сумме данного поручительства. Основанием для отражения информации в учете будет договор.

Пример

Организация-залогодержатель (заимодавец) предоставила организации-залогодателю (заемщику) заем в размере 5 млн руб. на период с 1 мая по 31 августа 2018 г. под залог имущества. Проценты за пользование займом начисляются исходя из 1% в месяц и уплачиваются ежемесячно. Предметом залога являются материалы стоимостью 6 млн руб., которые передаются залогодержателю.

В договоре о залоге эти материально-производственные запасы оценены в 5,5 млн руб. 31 августа 2018 г. заем был возвращен. В тот же день залог прекращен в связи с исполнением заемщиком своих обязательств по договору займа.

В бухучете организации-залогодателя (заемщика) необходимо произвести следующие записи:

1 мая 2018 г.:

Дебет 51 Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

— 5 000 000 руб. — получен заем согласно договору;

Дебет 10 «Материалы», субсчет «Материалы, переданные в залог» Кредит 10 «Материалы»

— 6 000 000 руб. — переданы в залог материалы;

Дебет 009

— 5 500 000 руб. — отражена передача материалов в залог для обеспечения исполнения обязательства по договору займа.

31 мая и в конце каждого месяца до 31 августа 2018 г.:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 66, субсчет «Проценты по полученному займу»

— 50 000 руб. — начислены проценты за пользование займом (5 000 000 руб. x 1%);

Дебет 66, субсчет «Проценты по полученному займу» Кредит 51

— 50 000 руб. — уплачены проценты по займу.

31 августа 2017 г.

Дебет 66 Кредит 51

— 5 000 000 руб. — отражен возврат займа;

Дебет 10 Кредит 10, субсчет «Материалы, переданные в залог»

— 6 000 000 руб. — учтена стоимость материалов, возвращенных залогодержателем;

Дебет 009

— 5 500 000 руб. — Списана сумма погашенного обязательства по договору залога.

В бухучете организации-залогодержателя (заимодавца) необходимо произвести следующие записи:

1 мая 2017 г.:

Дебет 58 «Финансовые вложения», субсчет «Предоставленные займы» Кредит 51

— 5 000 000 руб. — предоставлены денежные средства на основании договора займа;

Дебет 008

— 5 500 000 руб. — учтена за балансом стоимость материалов, полученных от должника в обеспечение обязательства по договору займа.

31 мая и в конце каждого месяца до 31 августа 2017 г.:

Дебет 58-3, субсчет «Проценты по предоставленному займу» Кредит 91-1 «Прочие доходы»

— 50 000 руб. — начислены проценты по предоставленному займу за месяц;

Дебет 51 Кредит 58-3, субсчет «Проценты по предоставленному займу»

— 50 000 руб. — получены проценты по займу за месяц.

31 августа 2017 г.:

Дебет 51 Кредит 58-3

— 5 000 000 руб. — возвращена должником сумма займа;

Кредит 008

— 5 500 000 руб. — списана сумма обеспечения с забалансового учета.

Учет на дополнительных забалансовых счетах

После того как перечень типовых забалансовых счетов, предусмотренных Планом счетов, закончился, компания может внести в рабочий план счетов свои дополнительные забалансовые счета. Такие изменения должны быть соответствующе оформлены в учетной политике.

Рассмотрим возможные варианты использования дополнительных забалансовых счетов (табл. 3).

Таблица 3. Варианты использования дополнительных забалансовых счетов

Номер счета

Наименование счета

Что учитывается

Примеры отражения

012

Нематериальные активы, полученные в пользование по лицензионным (сублицензионным) договорам

Любые неисключительные права

Право на использование шрифта.

Право на использование программы-антивируса.

Право на использование программы для ведения учета

013 Корпоративные карты

013.1

Карты корпоративного клиента

Оформленные на сотрудников карты

Карта, которую оформляет магазин оптовой торговли для возможности совершения покупок.

Карта в фитнес-клуб, оплаченная компанией.

ДМС полис, выданный сотруднику за счет компании

013.2

Топливные карты

Действующие топливные карты, выданные сотрудникам

Карты, дающие возможность заправки автомобилей

013.3

Пропуска

Электронные карты доступа сотрудников к рабочему месту

Пропуска, выданные сотрудникам

014 Материально-производственные запасы со сроком полезного использования более 12 месяцев

014.1

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

Мебель и офисное оборудование, используемое сотрудниками, которое не учитывается в составе основных средств на счете 01

Столы, стулья, ноутбуки, компьютеры, принтеры

014.2

Печати и штампы

Ответственные расписываются в журнале учета печатей и штампов

Факсимиле, печати, оттиски

014.3

Канцтовары

Канцтовары, списываемые со счета материалов, которые служат более 12 месяцев

Калькуляторы, дыроколы, брошюраторы

014.4

Rutoken, USB-ключи

Носители, содержащие ЭЦП

Ключи для банк-клиента, сдачи отчетности в электронном виде, доступа к электронным площадкам

014.5

Флеш-носители

Носители, предназначенные для записи

Съемные жесткие диски и флешки

015 Арендованные телекоммуникационные ресурсы

015.1

Доменные имена

Арендуемые компанией доменые имена

Наименования доменов

015.2

Городские телефонные номера

Список номеров, полученных компанией в пользование

Реестр номеров

015.3

Мобильные телефонные номера

Аналогично 015.2

Аналогично 015.2

015.4

Социальные сети

Список социальных сетей, официально имеющих аккаунт

Список в виде реестра

015.5

Электронные адреса

Список почтовых адресов, сформированных для пользования компании

Реестр рабочих e-mail

016 Периодические издания для пользования

016.1

Печатные периодические издания для пользования

Приобретаемый компанией библиофонд

Вестники, приобретаемые в случаях, когда необходима публикация объявлений о событиях в компании

016.2

Электронные периодические издания для пользования

Доступ компании к электронным журналам

Подписка на электронную версию журнала

Из таблицы 3 видно, что в зависимости от поставленных задач и специфики компании, перечень счетов за балансом может разрастаться. Отметим, что получаемая информация по забалансовым счетам позволяет руководству изыскивать дополнительные резервы. А сам забалансовый учет можно использовать как инструмент усиления контроля за имеющимися ресурсами.