Производственные компании из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) более активно, чем предприятия из других государств, реализуют комплексные программы цифровизации своего бизнеса, отмечается в исследовании «Цифровые чемпионы», подготовленном консалтинговой фирмой PricewaterhouseCoopers. Локомотивом внедрения цифровых технологий становятся топ-менеджеры и квалифицированные кадры.
В целом в мире гордого звания «цифровой чемпион» удостоились всего 10% мировых производственных компаний. Они реализуют масштабные, по-настоящему инновационные программы цифровизации своего бизнеса, выходящие далеко за рамки простой автоматизации и организации сетей.
Лидерами в реализации программ цифровизации и интеграции своей деятельности на уровне конечного пользователя являются промышленные компании из АТР. Темпы освоения цифровых продуктов и услуг, а также внедрения новых технологий у предприятий из этого региона намного выше, чем у аналогичных фирм в странах Северной и Южной Америки, Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA). Статуса «цифрового чемпиона» в регионе АТР достигли 19% производственных компаний по сравнению с 11% предприятий в Северной и Южной Америке и 5% — в регионе EMEA (Европа, Средний Восток и Африка).
Важная деталь: разрыв между государствами АТР и другими регионами продолжает увеличиваться. Выйти на высокий уровень зрелости своих цифровых систем в ближайшие пять лет планируют 32% азиатских компаний, в то время как в Северной и Южной Америке таких предприятий 24%, а в регионе EMEA — 15%.
В отраслевом разрезе больше всего «цифровых чемпионов» находится среди фирм автомобильной отрасли (20%) и электронной промышленности (14%). Автомобилестроительные компании уже на протяжении десятилетий занимаются оптимизацией и автоматизацией своей деятельности. Производители электроники всегда шли впереди других сегментов экономики в сфере привлечения внешних подрядчиков для выпуска своей продукции, а для этого необходимо обеспечивать подключение разнородных систем и партнеров в рамках расширенной цепочки поставок и организовывать управление ими.
В то же время в таких секторах экономики, как производство потребительских товаров и машиностроение, на статус «цифровых чемпионов» может претендовать ограниченный круг организаций.
Мировые компании рассчитывают на достижение существенной экономии затрат и повышение эффективности своей деятельности от внедрения цифровых технологий. В ближайшие пять лет обеспечить экономию затрат надеются 16% «цифровых чемпионов» (для сравнения: среди «начинающих» их доля составляет 10%).
Как минимум 90% «цифровых чемпионов» уже внедрили, тестируют или планируют внедрить ряд технологий, в частности «интернет вещей» (97%) и продвинутую робототехнику (90%). Совсем иначе обстоят дела в кругу «начинающих». Лишь около одной трети компаний на начальном уровне цифровизации освоили самые распространенные производственные технологии, такие как диагностическое (прогнозное) техническое обслуживание (39%) и интегрированное планирование цепочки поставок (32%).
Искусственный интеллект (ИИ) освоила одна треть «цифровых чемпионов», которые используют эту технологию в основных областях своей деятельности, преимущественно для автоматизации выполнения ручных и когнитивных задач.
Вместе с тем 98% «начинающих» вообще не ведут никакой деятельности в области освоения ИИ. Большинство этих компаний признают существенный потенциал ИИ, но варианты практического применения этой технологии пока находятся только в процессе проработки.
Если же говорить о региональном распространении ИИ, то и здесь в первых рядах идут азиатские предприятия. Внедрением полноценных решений на базе ИИ занимаются 15% фирм из этого региона, в то время как компании из EMEA значительно им уступают в этом (5%).
По словам двух третей участников исследования PwC, у них нет четкого плана и стратегии в области цифрового развития, необходимых для того, чтобы обеспечить цифровую трансформацию и формирование адекватной производственной культуры. Только 27% респондентов заявляют, что их сотрудники обладают необходимой квалификацией, чтобы справиться с вызовами цифрового будущего.
В то же время, более 70% «цифровых чемпионов» утверждают, что у руководства их компаний есть четкие планы на будущее, и топ-менеджеры их предприятий на своем примере демонстрируют важность цифровых перемен в своих организациях. Соответственно, «цифровые чемпионы» вкладывают большие средства в развитие и обучение своего персонала и создают многофункциональные рабочие группы, для того чтобы поощрять инновации в разных областях своей деятельности.