Российский ВВП в прошлом году продемонстрировал скромный рост на 1,5%. Однако показатель «темп роста ВВП на человека в возрасте 15—64 года» составил 2,3%, что близко к среднемировому уровню 2,6%, подчеркнул глава МЭР Максим Орешкин на XIX Апрельской конференции ВШЭ. К сожалению, изменение методики расчетов не устраняет острых проблем отечественной экономики, в частности, «просадки» располагаемых доходов населения. Для реального, а не словесного ускорения роста нужно увеличивать инвестиции, внедрять новые технологии, создавать условия для частного бизнеса.
Если судить о результатах 2017 г. по темпам прироста реального ВВП, то российский показатель (1,5%) существенно ниже среднемирового (3,7%). Однако не в последнюю очередь эта разница, по словам министра экономического развития, объясняется демографической ситуацией. В целях сравнимости динамики роста экономики более корректно использовать показатель «темп роста ВВП на человека в возрасте 15—64 г.». Этот показатель в России в прошлом году составил 2,3%, а среднемировой уровень равнялся 2,6% (в развитых странах — 2,2, в развивающихся государствах — 3,5%).
«В этом контексте результаты российской экономики оказались всего на 0,3 ниже среднемирового уровня, при этом уровень ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в России превышает среднемировой уровень на 62%, — отметил М. Орешкин. — С поправкой на более высокий уровень экономического развития России темпы экономического роста в прошлом году соответствовали глобальным трендам».
Подобные подсчеты, конечно, немного утешают, но по-прежнему остаются нерешенными острые проблемы отечественной экономики, накопленные за последние годы. Так, реальные доходы населения в феврале нынешнего года равнялись 91% по отношению к показателю докризисного 2013 г.
Гражданам предлагают больше сберегать
В настоящий момент с учетом демографических ограничений, по словам г-на Орешкина, единственный способ для России значимо повысить темпы экономического роста — увеличить объем и качество инвестиций. По оценкам Минэкономразвития, чувствительность реальных темпов экономического роста к изменению доли инвестиций в ВВП составляет 0,13—0,154. Сопоставление с другими странами показывает, что росту ВВП на душу населения в диапазоне 3,0—3,7% соответствует доля инвестиций в основной капитал на уровне 25—30%.
Рост доли инвестиций в ВВП требует соответствующего изменения структуры экономики. Для России в современных условиях это означает 5,5 трлн руб. дополнительных инвестиций к 2021 г. в ценах 2017 г.
«Требуемый рост инвестиционной активности невозможно обеспечить без серьезного роста нормы сбережения домашних хозяйств, — считает министр. — Это осуществимо только в условиях сдержанного роста потребительского кредитования и развития инструментов долгосрочных сбережений, причем не только на долговом, но и на рынке акционерного капитала».
Но требуемый эффект может быть достигнут только в случае качественного улучшения инвестиционного климата. В противном случае, не найдя применения в России, накопленные сбережения трансформируются в отток капитала.
В настоящее время по поручению президента правительство совместно с ЦБ работает над планом повышения доли инвестиций в ВВП. Эти меры будут направлены на повышение инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на территории России, что может быть обеспечено за счет снижения издержек и уровня рисков, а также увеличения доходов, в том числе за счет роста объемов несырьевого экспорта.
Сегодня очевидна потребность российской экономики в развитии и улучшении инфраструктуры. В 2017 г. в рейтинге Всемирного экономического форума Россия заняла 74-е место из 137 оцениваемых стран по качеству инфраструктуры в целом. По отдельным ключевым элементам инфраструктуры результаты еще более слабые: в частности, по качеству дорожной инфраструктуры Россия заняла 114-е место.
Только 2% населения хочет открыть свой бизнес
Для реального ускорения экономического роста необходимо, по оценке руководителя Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, наращивание совокупной факторной производительности. Нужно внедрять новые технологии: президент страны говорил в своем послании Федеральному собранию, что 50% компаний должны осуществлять технологические инновации. Сейчас этим занимаются только 8% предприятий. Значит, нужны меры, стимулирующие работу в инновационной сфере. Возможно, стоит создавать научно-технологические консорциумы для развития новых рынков и отраслей, в которых можно объединять усилия производителей, потребителей и регуляторов.
До трети прироста производительности можно получить за счет цифровизации компаний. Главной проблемой здесь остается нехватка кадров. Вузы должны готовить больше специалистов в сфере программирования и цифровизации управленческих процессов, в том числе в промышленности. Нынешнее образование не отвечает этим задачам.
Еще одна мера, способная стимулировать экономический рост, заключается, по мнению главы ЦСР, в диверсификации экспорта. Большой потенциал тут есть в машиностроительной отрасли (сейчас на нее приходится лишь 8% экспорта).
Все эти меры должны подкрепляться, по убеждению А. Кудрина, развитием предпринимательства в целом. В нашей стране 64% населения положительно относится к предпринимательству, но хотели бы открыть свой бизнес только 2%. Это в разы меньше, чем в Европе и развивающихся странах. Нужно принципиально изменить эту ситуацию.