За прошедшие десять лет рынок полиэтилена в России развивался вяло: производство выросло на 33%, потребление — всего на 20%. Мощности по производству ПЭ приближаются к отметке 2 млн т, но растут они только за счет проведения модернизаций на уже существующих заводах. Позади четыре сложных кризисных года в российской полимерной индустрии. Прогнозы на будущее самые разные, но в одном эксперты единогласны — быстрого восстановления отрасли ждать не стоит.
О тенденциях и перспективах развития отрасли участники рынка и эксперты говорили на конференции «Полиэтилен. Полипропилен 2018», организованной INVENTRA (группа CREON).
Директор департамента аналитики группы CREON Лола Огрель рассказала, что за прошедшие десять лет производство полиэтилена в России мало выросло, но отметила положительный момент — расширение марочной структуры и видового состава выпускаемого полиэтилена, которое привело к сокращению импорта ряда спецмарок и к их постепенному замещению отечественными аналогами.
Спрос на полиэтилен в 2016 г. после двухлетнего падения показал положительную динамику и составил 1,86 млн т, однако рост переработки был недолгим и в прошлом году просел на 4%. Таким образом, рынок ПЭ уже четыре года находится в глубоком кризисе. Даже производство в прошлом году оказалось в минусе: суммарный выпуск составил 1,7 млн т, что на 15 тыс. т меньше показателей предыдущего года.
Несмотря на сокращение производства, в 2017 г. экспорт российского ПЭ вырос на 21% (67 тыс. т), в основном благодаря увеличению поставок ПВД. А импорт, в свою очередь, вырос незначительно — прирост внешних поставок зафиксирован только в сегменте ПНД.
Рост импортных поставок связан с падением выпуска полиэтилена низкого давления из-за двухмесячного простоя ГНХ «Салават» и длительного ремонта на «Ставролене». Но, несмотря на это, ПНД все же остается в России самым крупнотоннажным полимером, на его долю приходится 53% от общего объема производства. В целом в 2017 г. выпуск ПНД составил 898 тыс. т, что на 10% ниже по сравнению с предыдущим годом, прирост показал только «Казаньоргсинтез». Выпуск ПВД в 2017 г. вырос всего на 21 тыс. т, объем производства составил 661 тыс. т.
Единственным видом полиэтилена, показавшим положительную динамику в 2017 г., оказался линейный полиэтилен низкого давления, его производство выросло в два раза, составив 141 тыс. т, а спрос превысил 300 тыс. т. В данном сегменте наблюдается заметный дефицит мощностей, который сохранится еще в течение нескольких лет — вплоть до запуска «ЗапСибНефтехима». Тем не менее, по утверждению докладчика, спрос на этот ПЭ будет расти максимально быстро. Это объясняется и тем, что все больше ЛПЭНП добавляется при производстве пленок, вытесняя ПВД.
Ранее «движущей силой ПЭ» эксперт называла увеличение спроса на пленку, однако в 2017 г. впервые за много лет рынок просел, причиной чему послужило сокращение производства и потребления пакетов, напрямую связанное с появившимися экологическими трендами, заданными «Гринпис». И такая тенденция, по словам Л. Огрель, может сохраниться.
Говоря о ПЭ-трубах, аналитик отметила увеличение спроса после трехлетнего падения рынка. Пока он незначителен, но, возможно, ситуация в трубном сегменте будет улучшаться и дальше.
На рынке пропилена профицит мощностей
Рынок полипропилена можно охарактеризовать двумя фразами: профицит мощностей и положительный внешнеторговый баланс. Благодаря инвестициям и развитию мощностей производство ПП в России за десять лет выросло на 120%, а потребление — более чем на 60%. Мощности по полипропилену составляют 1,42 млн т, предприятия работают с высокой степенью загрузки, и, с точки зрения производства, рынку некуда расти. Именно поэтому в прошедшем году выпуск полипропилена вырос незначительно, всего на 1,5%. Суммарный объем производства по итогам 2017 г. составил 1,40 млн т, а загрузка мощностей приблизилась к отметке 98,7%. Наряду с ростом производства растет и потребление, которое в 2017 г. составило 1,2 млн т.
Экспорт полипропилена уже на протяжении нескольких лет составляет около 30% от объема производства (порядка 300 тыс. т), при этом экспортно-импортные операции являются регуляторами внутреннего рынка ПП. Л. Огрель сообщила, что в 2017 г. в условиях предельной загруженности рост спроса на полипропилен (+52 тыс. т) произошел за счет сокращения экспорта и увеличения импортных поставок. Импорт гомопропилена небольшой — около 10% от общего объема потребления, основные поставщики — производители из стран ближнего зарубежья. Импорт блок сополимеров заметно вырос и в 2017 г. составил 38,4 тыс. т, а импорт «Рандом сополимеров», наоборот, незначительно уменьшился и составил 31,8 тыс. т за предыдущий год.
Развитию мешают устаревшие стандарты
Председатель технического комитета № 223 «Упаковка» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) Петр Бобровский в ходе своего выступления сообщил, что полимерная упаковка занимает 30% от общего объема рынка упаковки. В перспективе — дальнейший рост сегмента и лидерство среди всех видов упаковки. Серьезной проблемой для отрасли является большое количество устаревших стандартов, что приводит к росту доли испорченной упаковки на прилавках магазинов, сбоям на производстве, претензиям потребителей.
Говоря о нормативно-правовой базе, выступающий отметил, что ключевой для рынка документ — Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» содержит ряд противоречивых положений. В 2012 г. по решению совета ЕЭК введено приложение № 5 «Перечень упаковки и укупорочных средств», на которое распространяется ТР ТС «О безопасности упаковки», и оно, по словам представителя Росстандарта, написано недостаточно корректно. В прошлом году вступило в силу третье изменение в регламент, коснувшееся ряда статей и приложений и повлекшее массу вопросов по нанесению маркировки на упаковку (например, знак «петля Мебиуса»). Эти вопросы будут урегулированы в четвертом изменении, находящемся в стадии подготовки, которое, возможно, уже в этом году будет внесено в Евразийскую комиссию.
Также в 2016 г. установлены льготы по уплате экологического сбора на основании п. 3 ст. 24 89-Ф3 и распоряжения правительства РФ для биоразлагаемой упаковки. Но возникает вопрос: как подтвердить и проверить биоразлагаемость? Для оксо-биоразлагаемой упаковки есть решение — ГОСТ 33747-2016, принятый всеми странами ЕАЭС, который вступил в силу в РФ в начале 2017 г. А для проверки существует ГОСТ 34281-2017 на метод оценки биоразлагаемости, который, по прогнозу представителя РОССТАНДАРТа, вступит в силу осенью текущего года.
Главный технолог «Бытпласт» Надежда Тараканова согласилась с наличием противоречий в нормативно-правовой базе. Конкретно по упаковке, как сказала представитель компании, нет четкой идентификации: непонятно, что к ней относится и что ей не является.
«Например, мы производим простые изделия для кухни — контейнеры для использования исключительно в домашних условиях, — продолжила выступающая. — В России они позиционируются как хозяйственный товар и выпускаются по ГОСТу Р50962-96. А Белоруссия, в свою очередь, принимает другой стандарт и называет их изделием бытового назначения. Казахстан — принимает и белорусский, и наш стандарт. Получается, что в России мы оформляем одни документы, в Белоруссии — другие, в Казахстане — третьи. А это деньги, это испытания. Что с этим делать?»
Еще одна важная проблема — нехватка методик для испытаний. Все пользуются микроволновой печью и контейнерами из полипропилена, но методики для определения пригодности данных изделий нет. А в Европе есть. «То есть формально мы не имеем права на продажу этих контейнеров и их использование. Сейчас мы с серьезным испытательным центром сами составляем программу испытаний, но все время ходим под пристальным вниманием Роспотребнадзора, который в итоге может не принять созданную программу», — отметила Н. Тараканова.
Говоря о перспективах развития рынка, Л. Огрель сообщила, что ожидается усиление конкуренции среди производителей полимеров за счет ввода в эксплуатацию новых объектов как в России, так и в странах ближнего зарубежья, а также увеличение объемов импорта полимеров из стран СНГ. Цены, возможно, станут ниже, что должно простимулировать переработку.
В связи с тем что большая часть реализуемых проектов в России имеет экспортную направленность, экспорт вырастет многократно. Одним из ключевых вопросов, по мнению аналитиков CREON, останется обеспеченность рынка малотоннажными специальными марками полимеров. Чтобы приблизиться к мировому уровню потребления полимеров, необходима комплексная государственная поддержка переработчиков, считают эксперты.
По словам генерального директора INVENTRA Рафаэля Григоряна, развитие российского рынка невозможно без увеличения объемов переработки полимеров, однако сдерживающих факторов становится все больше: высокие ставки по кредитам и сложный процесс их получения, узкий марочный ассортимент отечественного сырья, в том числе добавок и наполнителей. Эксперт считает, что существующие объемы переработки в нашей стране слишком малы для заявленных мощнос-тей по производству полимеров, учитывая, что большинство новых проектов предполагают производство базовых марок сырья.