Правительство РФ законопроектом, внесенным в Госдуму, собирается поддержать наименее защищенных кредиторов банков за счет ограничения прав государственной корпорации «АСВ». Для этого предлагается исключить возможность ее участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях кредиторов, в том числе через уполномоченный орган.
Сегодня ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее — «АСВ») пользуется в деле о банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций целым рядом привилегий. Во-первых, в силу закона ей принадлежит право первоочередного удовлетворения требований. Излишне напоминать, что основную массу требований АСВ в делах о банкротствах кредитных организаций составляют те, что перешли к нему в результате выплаты возмещений по вкладам. А такие требования согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) удовлетворяются в составе первой очереди кредиторов наравне с вкладчиками. При этом, учитывая значительный размер требований по вкладам, АСВ в большинстве случаев является доминирующим кредитором банка.
Вторая привилегия гарантирована АСВ Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) обанкротившегося банка.
Ну и кроме того, у АСВ имеется возможность оказывать влияние на ход ликвидационных процедур посредством принятия решений на собраниях (комитетах) кредиторов и осуществления полномочий органов управления банка.
Таким образом, статус АСВ как кредитора предоставляет ему куда больше прав, чем «социальным» категориям кредиторов — лицам, которым причинен вред здоровью, и работникам. Такие кредиторы в настоящее время не обладают правом участвовать в принятии решений на собраниях кредиторов.
По мнению Правительства РФ, такое положение Агентства противоречит концептуальным основам законодательства о несостоятельности (банкротстве), согласно которым привилегированные кредиторы обладают ограниченными правами и не имеют возможности участвовать в принятии решений в ходе процедур банкротства. Существующее совмещение статуса привилегированного и конкурсного кредитора предоставляет АСВ чрезмерную защиту и вызывает недовольство у вкладчиков и коммерческих кредиторов с незначительным размером требований, не способных оказывать влияние на ход ликвидационных процедур. Исходя из этих соображений, Кабмин предлагает ограничить АСВ в правах в части его участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях (комитетах) кредиторов.
Пункт 3 ст. 189.82 Закона о банкротстве предлагается дополнить абзацем, устанавливающим, что требования АСВ, перешедшие к нему в результате выплат компенсации вкладчикам, не будут учитываться при определении количества голосов на собраниях кредиторов.
Одновременно утратит силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ, ныне гласящая, что в делах о банкротстве (принудительной ликвидации) и в процедурах банкротства (принудительной ликвидации) банков права требования к банку, перешедшие к АСВ в результате выплаты им возмещения по вкладам, представляет ФНС России.
Законопроектом также предлагается предоставить возможность включения требований АСВ в реестр требований кредиторов независимо от даты его закрытия. Поскольку вкладчики имеют право обратиться в АСВ за получением страхового возмещения по вкладу в течение всего срока конкурсного производства, на практике возникают ситуации, когда право требования по вкладу переходит от вкладчика к АСВ уже после закрытия реестра требований кредиторов. И в этом случае такое требование АСВ подлежит удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, что негативным образом отражается на поступлениях в фонд обязательного страхования вкладов.
Законопроект зарегистрирован в электронной базе Государственной думы под № 441842-7.