Замедление роста рынка сотовой связи привело к тому, что большинство участников российского рынка мобильного ретейла активизировали свои усилия по развитию новых продуктовых направлений и услуг, которые могли бы компенсировать сокращение продаж по профильному направлению. В настоящий момент рыночная деятельность российских сетей мобильного ретейла, помимо продаж мобильных терминалов, включает в себя и другие направления деятельности, которые, по оценке J’son & Partners Consulting, способны приносить более половины валовой прибыли.
В исследовании J’son & Partners Consulting проанализированы товарный ассортимент и спектр предоставляемых услуг пяти федеральных российских розничных сетей мобильного ретейла: мультибрендовых — «Евросети» и «Связного» и операторских — МТС, «МегаФон Ритейл» и «Розничная сеть „Билайн“».
Мультибрендовые сети традиционно демонстрируют более широкий ассортимент предлагаемых товаров, при этом по сравнению с прошлым годом количество наименований товаров в них возросло. Розница же сотовых операторов демонстрирует разнонаправленный тренд: ассортимент у «МегаФона» вырос, а у МТС и «Билайна» — снизился. Разница в количестве товарных позиций между мультибрендами и операторской розницей объясняется тем, что в операторской рознице значительно скромнее представлен ассортимент товаров, напрямую не относящихся к сотовой связи. Кроме того, в мультибрендовых сетях мобильного ретейла намного шире ассортимент аксессуаров.
По оценке J’son & Partners Consulting, объем российского рынка мобильных терминалов (смартфонов и мобильных телефонов) в натуральном выражении по итогам первых трех кварталов 2017 г. составил 27,2 млн устройств. По сравнению с результатами первых трех кварталов 2016 г. продажи выросли на 1,5%. Относительно докризисного показателя первых трех кварталов 2014 г. объем рынка в 2017 г. ниже на 11%. Таким образом, рынок мобильных терминалов начинает постепенно восстанавливаться после кризиса, прежде всего за счет роста продаж смартфонов. Однако результаты по-прежнему далеки от докризисных показателей, что говорит в том числе и о приближении рынка к стадии насыщения.
По оценкам J’son & Partners Consulting, за первые три квартала 2017 г. в России было реализовано на четверть меньше планшетных ПК, чем за аналогичный период 2016 г. Относительно докризисного периода продажи в сопоставимом периоде снизились практически на две трети. Рынок планшетных ПК демонстрирует отрицательную динамику 11 кварталов подряд.
Продолжается усиление позиций операторской розницы. По оценкам J’son & Partners Consulting, доля операторских розничных сетей выросла с 16% в 2010 г. до 31% по итогам 2016 г. в суммарных продажах мобильных терминалов в натуральном выражении.
Несмотря на приближение рынка к стадии насыщения, по прогнозам J’son & Partners Consulting, вплоть до 2021 г. рынок мобильных терминалов продолжит расти, в то время как планшетных ПК продолжит сокращаться.
При этом, по прогнозам экспертов, доля операторской розницы продолжит расти и к 2020 г. превысит 50% от общих продаж мобильных терминалов в России.
По мнению J’son & Partners Consulting, усиление позиций операторов на рынке сотового ретейла способно оказать существенное влияние на существующую структуру рынка. Сотовые операторы являются привлекательными партнерами для производителей, т.к. они обладают существенными финансовыми и маркетинговыми ресурсами.
Но, на взгляд аналитиков, даже если ситуация будет развиваться по подобному сценарию, на российском рынке останется место и для независимого ретейла, как для крупных компаний, так и для мелких игроков: наличие крупных независимых сетей дает возможность для производителей увеличить свои продажи.
Количество наименований товаров, представленных в российских сетях мобильного ретейла, 2016—2017 гг., шт.
Название сети |
2016 |
2017 |
Изменение в 2017 г., % |
---|---|---|---|
МТС |
3378 |
2533 |
–25 |
«Билайн» |
2005 |
1869 |
–7 |
«МегаФон» |
1996 |
2179 |
9 |
«Евросеть» |
8872 |
9694 |
9 |
«Связной» |
13 429 |
16 161 |
20 |
Источник: J’son & Partners Consulting |