К четвергу, 19 апреля, набралось уже достаточно много высказываний ответственных чиновников про возможную национализацию компании Rusal Олега Дерипаски, чтобы можно было поверить в то, что это мероприятие состоится.
Вечером в среду, 18 апреля, такую возможность допустил глава РСПП Александр Шохин. Он пояснил, что пока правительство собирается купить у компании О. Дерипаски алюминий, который она теперь не может продать на экспорт, но «нельзя исключать варианта», при котором государство купит часть акций Rusal, чтобы поддержать компанию (цитата по РБК). А. Шохин уточнил, что национализация по закону возможна с компенсацией по справедливой цене. И пояснил, почему власти должны найти средства на покупку: «Государство частично несет ответственность за положение дел..., поскольку наказывают нас за неправильное поведение на геополитической арене. Бизнес, мягко говоря, не несет 100-процентной ответственность за эти политические проблемы».
Министр промышленности Денис Мантуров высказался, что государство поможет скупкой продукции «пока» — видимо, до скупки самой компании.
На другой день стали известны слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова о том, что временная национализация US Rusal обсуждается, что это один из способов помочь компании, попавшей под новые американские санкции, сообщил Интерфакс.
Газета «Ведомости» сообщила, что представитель О. Дерипаски, контролирующего акционера US Rusal, отказался от комментариев, а собеседник, близкий к предпринимателю, сообщил, что от акционеров UC Rusal не поступало предложения о временной национализации компании.
В эти дни все издания вспоминают слова О. Дерипаски, которые он сказал в 2007 г. в интервью Financial Times: «Если государство решит, что мы должны отказаться от компании, мы откажемся. Я не отделяю себя от государства. У меня нет никаких других интересов. Мне просто повезло. Считайте, что богатство свалилось на меня с неба».
Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков тоже высказался: «Самое время национализировать эту компанию, выкупить по минимальной цене, по которой она сегодня стоит, и дальше это запустить как государственный инвестиционный проект».
Совершенно непонятно, что будет делать власть с компанией и как платить зарплаты 80 000 ее работников после выкупа, если рынки сбыта для Rusal не откроются после национализации. Поэтому можно предположить, что правительство попытается найти какие-то иные решения задачи, если это возможно.
Rusal продает на экспорт 80% своего алюминия. Выручка компании в 2017 г. составила почти 9,97 млрд долл. От работы с Rusal уже отказались многие международные трейдеры, сейчас экспорт снижен на 20,9%.