Второй раз эксперты фонда Calvert 22 и PwC в России вывели индекс креативного капитала для ряда российских городов, полагая, что такое исследование позволит создать систему мониторинга креативной экономики с учетом региональной специфики и глобального контекста. Стоит ознакомиться.
Индекс креативного капитала 2017 г. включает в себя анализ последнего в 15 российских городах. Географический охват исследования, структуру индекса и вполне ясное представление о методологии его расчета представляет таблица. Мы же за ограниченностью места сразу перейдем к кратким выводам опроса Calvert 22 и PwC. Авторы исследования замечают, что оно не претендует на исчерпывающую объективность.
Бизнес
На сегодняшний день только в экономике Москвы и Санкт-Петербурга креативный сектор составляет более 5% ВРП.
Структура креативного сектора городов индекса неоднородна, в каждом из них доминирует своя область, но в среднем наибольшая доля приходится на сферу «Дизайна и архитектуры» — порядка 39% от объема добавленной стоимости креативного сектора.
Сфера культуры и искусства пока не является значимой для креативного сектора большинства городов (4%). Исключением стали Свердловская область (17%) и Краснодарский край (9%).
Сфера цифровых технологий составляет в среднем 31% от объема креативного сектора всех городов и демонстрирует еще более высокие показатели в Пермском крае (61%), Республике Башкортостан (51%) и Новосибирской области (50%). Направление «Медиа» занимает 26% и играет ключевую роль в креативной экономике Москвы (47%), Новгородской и Омской областей (61%).
Наиболее насыщенными креативной инфраструктурой городами стали Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Великий Новгород и Новосибирск.
В Новосибирске находится наибольшее количество бизнес-инкубаторов, акселераторов и инновационных центров, значительная часть которых была создана для увеличения инновационной активности Новосибирского научного центра (Академгородка).
Большинство крупных креативных кластеров находятся в Москве. Это, считают авторы исследования, можно объяснить появлением в столице полноценно сформировавшегося креативного сообщества, а также наличием у администрации и бизнеса понимания принципов монетизации таких пространств.
Власть
В тройку лидеров по показателям блока вошли Санкт-Петербург, Москва и Тюмень. Все три города продемонстрировали открытость к инициативам жителей города и оперативному решению их проблем. Москва и Санкт-Петербург стали лидерами за счет высокого бюджета и сильной финансовой поддержки сфер образования и культуры.
Санкт-Петербург и Тюмень показали наивысшие результаты по степени информационной открытости, несмотря на то что в Тюмени общественный портал для обратной связи с местной администрацией запустился совсем недавно.
Власти Тюмени были высоко оценены экспертами за поддержку креативного бизнеса и сектора малого и среднего предпринимательства в целом.
Самые низкие показатели по блоку получили Владивосток, Уфа и Омск. Если во Владивостоке на низком уровне находится поддержка как сферы культуры (16,89), так и сферы образования (18,64), то в Омске бюджетная поддержка асимметрична — показатели, связанные с культурой, выше (62,72), чем в Санкт-Петербурге (52,84) и сравнимы с Москвой (66,29).
Омск также получил низкую экспертную оценку поддержки бизнеса (29,47) наряду с Нижним Новгородом (38) и Краснодаром (29,01).
Бренды
Тема креативных индустрий и современной культуры вне зависимости от региональных особенностей в рамках медиасферы воспринимается скорее положительно, чем отрицательно. Так, в абсолютном большинстве городов процент позитивных упоминаний превышает процент негативных.
Казань является бесспорным лидером по интенсивности и характеру медиавлияния. Этот город последние годы активно генерирует новостные поводы, благодаря мегасобытиям, крупным мероприятиям в среде современной культуры и общему интересу к креативизации городских пространств.
Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом Казань входит в тройку лидеров по уровню медиапривлекательности. Высокие показатели первых двух городов, резонно считают авторы опроса, обусловлены их столичным статусом. В свою очередь, после празднования тысячелетия со дня основания и проведения Универсиады Казань была включена в медиаповестку федерального уровня, в том числе благодаря стремительным процессам по формированию инновационного кластера в регионе.
По совокупной оценке креативных и культурных брендов Екатеринбург вырвался на третье место после Москвы и Петербурга благодаря успехам в сфере современного искусства и культуры и сопряженных областях, которые являются менее конкурентными, чем, к примеру, IT-сектор Казани, занявшей четвертое место.
Город
В числе лидеров по показателям данного блока оказались Москва (64,21), Санкт-Петербург (63,98) и Екатеринбург (58,53). Москва, обладая высоким уровнем экономического благосостояния, выделяется разнообразием возможностей для досуга и доступностью жилья.
Санкт-Петербург наиболее эффективно использует свое культурное наследие. Насыщенную культурную жизнь города формируют мероприятия, организованные как местной администрацией, так и самими горожанами.
Показатели Екатеринбурга по качеству культурного контента (62,12) значительно выше, чем в других городах, и сравнимы с Москвой (68,95) и Санкт-Петербургом (64,37). Интенсивностью культурной жизни в своем городе довольны также жители Казани (60,91) и Калининграда (55,23).
Помимо Москвы (70,42) и Санкт-Петербурга (68,53) положение креативного класса высоко оценивается в Краснодаре (68,79), Екатеринбурге (68,47) и Владивостоке (68,28).
По уровню развитости городской инфраструктуры первое место занял Краснодар (72,29) за счет хороших показателей доступности жилья, прекрасной экологии и аутентичных ресторанов и кафе. Немногим Краснодару по данному набору показателей уступили Тюмень (68,56) и Санкт-Петербург (67,81), системно реализующие региональные программы улучшения окружающей среды и общего облика города.
Высокие баллы в подблоке «Городское окружение» получили Санкт-Петербург (65,52), Воронеж (67,43) и Москва (68,18). Последние два города вышли вперед за счет значительного отрыва по экологическим показателям. Зелеными эти города можно назвать ввиду большого количества парков, скверов, наличия пешеходных зон и велопарковок.
Городская инфраструктура Санкт-Петербурга привлекательна большим количеством ресторанов, знаменитых местных баров и хостелов. Санкт-Петербург опережает Москву по количеству кафе, получивших высокие оценки от пользователей популярного геолокационного сервиса Foursquare, что, считают эксперты Calvert 22 и PwC, можно объяснить, с одной стороны, сравнительно низкой арендной ставкой коммерческой недвижимости в городе, с другой — конкуренцией, вынуждающей заведения следить за своим рейтингом.
Люди
Лидируют по показателям блока Москва и Санкт-Петербург, со значительным отрывом опережая группу городов (Казань, Новосибирск, Екатеринбург и Краснодар), обладающих примерно равными значениями.
Жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Казани продемонстрировали высокую активность в рамках научно-образовательной деятельности. Москве и Новосибирску лидерство гарантировало количество публикаций научных работ. Лидерство Казани и Санкт-Петербурга обеспечено большим количеством победителей всероссийских и международных олимпиад.
Петербуржцы наиболее вовлечены в городскую жизнь, при этом по удельному количеству организованных в социальных сетях событий их обошли жители Воронежа и Тюмени.
Количество проектов, успешно реализованных с помощью краудфандинговых платформ, а также большое число малых и средних предприятий в креативной сфере позволили Москве занять первое место по уровню экономической активности.
Краснодар лидирует по числу фрилансеров, что, по мнению авторов исследования, можно объяснить изменением модели найма, позицией работодателей в крае, которые на 90% увеличили предложение удаленных вакансий.
Тюмень и Уфа оказались наиболее молодыми городами — 52 и 50% жителей моложе 35 лет соответственно.
Высокая популярность информационных ресурсов, посвященных культуре и искусству, а также большое число студентов и выпускников вузов в области культуры и искусства определили лидерство жителей Санкт-Петербурга по общему показателю креативности.
Владивосток, выступая своеобразным «окном» в Азию, вместе с Москвой стал наиболее открытым городом. На одного жителя Владивостока в среднем приходится столько же прибывших из-за рубежа (не из стран СНГ), сколько на половину городов индекса, вместе взятых.
Опрос Calvert 22 и PwC показал, что человеку с отличным от сложившегося в городе социальным портретом наиболее комфортно жить в Казани, Тюмени, Калининграде и Екатеринбурге.
Индекс креативного капитала 2018
Блок* |
Москва |
Санкт-Петербург |
Казань |
Екатеринбург |
Новосибирск |
Тюмень |
Краснодар |
Владивосток |
Калининград |
Пермь |
Н. Новгород |
Воронеж |
В. Новгород |
Уфа |
Омск |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС |
67,58 |
67,22 |
56,17 |
55,96 |
52,81 |
52,14 |
50,87 |
48,78 |
47,92 |
46,18 |
45,93 |
45,43 |
45,22 |
43,17 |
39,85 |
ГОРОД (0.311) |
|||||||||||||||
Экономическое положение |
77,54 |
71,10 |
65,50 |
66,41 |
63,70 |
67,84 |
63,83 |
55,63 |
55,18 |
67,69 |
58,61 |
57,30 |
50,71 |
54,46 |
53,07 |
Культурная жизнь |
60,58 |
68,36 |
49,91 |
55,63 |
47,017 |
41,79 |
50,44 |
49,87 |
58,24 |
43,83 |
49,34 |
46,26 |
72,60 |
44,40 |
43,84 |
Городское окружение |
68,18 |
65,52 |
55,17 |
61,02 |
49,05 |
56,15 |
64,66 |
60,05 |
57,70 |
52,79 |
47,73 |
67,43 |
58,34 |
56,38 |
40,25 |
Образовательная среда |
45,81 |
45,88 |
54,10 |
48,50 |
45,04 |
54,68 |
41,06 |
51,48 |
52,04 |
33,82 |
48,04 |
47,78 |
46,01 |
47,65 |
40,14 |
Средний балл по блоку «Город» |
64,21 |
63,98 |
56,15 |
58,53 |
51,48 |
54,90 |
56,04 |
54,49 |
56,13 |
50,51 |
51,00 |
55,28 |
57,97 |
50,93 |
44,48 |
ЛЮДИ (0.248)
|
|||||||||||||||
Образованность |
77,66 |
74,50 |
82,94 |
54,12 |
70,28 |
31,67 |
38,37 |
38,08 |
24,84 |
49,79 |
43,89 |
37,69 |
26,18 |
37,29 |
35,17 |
Активность |
71,54 |
61,62 |
53,12 |
56,25 |
49,72 |
53,77 |
52,79 |
44,56 |
48,13 |
46,78 |
44,93 |
46,06 |
36,51 |
40,64 |
38,91 |
Креативность |
50,76 |
79,03 |
46,58 |
49,81 |
41,16 |
44,81 |
53,61 |
46,89 |
36,97 |
42,53 |
37,76 |
38,08 |
47,92 |
37,77 |
35,44 |
Открытость |
55,98 |
48,59 |
44,25 |
44,18 |
38,39 |
44,12 |
47,45 |
57,40 |
43,74 |
34,84 |
31,81 |
38,37 |
42,76 |
48,65 |
37,86 |
Средний балл по блоку «Люди» |
63,99 |
65,93 |
56,72 |
51,09 |
49,89 |
43,59 |
48,05 |
46,73 |
38,42 |
43,48 |
39,60 |
40,05 |
38,34 |
41,09 |
36,84 |
БИЗНЕС (0.142)
|
|||||||||||||||
Креативные ресурсы |
71,88 |
68,89 |
54,72 |
71,24 |
53,36 |
42,65 |
52,76 |
54,20 |
38,45 |
39,74 |
47,04 |
35,72 |
28,41 |
45,72 |
30,55 |
Масштаб креативной экономики |
88,15 |
74,46 |
54,11 |
60,86 |
57,79 |
51,44 |
59,01 |
51,21 |
64,60 |
50,83 |
49,99 |
43,83 |
40,81 |
39,84 |
40,71 |
Средний балл по блоку «Бизнес» |
80,02 |
71,68 |
54,42 |
66,05 |
55,57 |
47,05 |
55,88 |
52,70 |
51,53 |
45,29 |
48,51 |
39,77 |
34,61 |
42,78 |
35,63 |
ВЛАСТЬ (0.194)
|
|||||||||||||||
Открытость власти |
56,47 |
61,85 |
32,61 |
64,05 |
57,46 |
71,67 |
36,59 |
33,04 |
41,27 |
27,25 |
57,47 |
52,37 |
26,38 |
20,41 |
36,64 |
Поддержка бизнеса |
72,04 |
77,62 |
66,65 |
41,46 |
52,43 |
68,35 |
29,01 |
54,62 |
39,36 |
55,97 |
38,00 |
38,50 |
39,70 |
52,61 |
29,47 |
Поддержка бюджетных сфер |
57,25 |
60,22 |
43,53 |
23,40 |
57,46 |
40,20 |
55,15 |
17,76 |
41,05 |
38,82 |
23,47 |
29,00 |
49,95 |
30,10 |
48,62 |
Средний балл по блоку «Власть» |
61,92 |
66,56 |
47,60 |
42,97 |
55,79 |
60,07 |
40,25 |
35,14 |
40,56 |
40,68 |
39,65 |
39,95 |
38,68 |
34,38 |
38,24 |
БРЕНДЫ (0.104) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Медиапредставленность города |
68,68 |
65,67 |
87,15 |
80,42 |
48,05 |
73,73 |
62,79 |
73,77 |
68,52 |
55,88 |
49,08 |
42,13 |
73,66 |
44,84 |
47,64 |
Уровень брендов |
87,55 |
82,10 |
65,35 |
66,35 |
58,05 |
45,40 |
49,75 |
48,00 |
47,05 |
49,50 |
57,25 |
49,20 |
38,40 |
40,50 |
40,50 |
Имиджевая привлекательность города |
83,13 |
77,78 |
67,40 |
64,25 |
57,53 |
50,55 |
52,73 |
48,35 |
49,13 |
48,25 |
55,95 |
49,28 |
38,90 |
40,50 |
37,80 |
Средний балл по блоку «Бренды» |
79,78 |
75,18 |
73,30 |
70,34 |
54,54 |
56,56 |
55,09 |
56,71 |
54,90 |
51,21 |
54,09 |
46,87 |
50,32 |
41,95 |
41,98 |
* Приведенные значения, за исключением итоговых значений индекса, получены путем умножения изначальных значений по каждому из блоков, находящихся в диапазоне от 0 до 1, на 100 для большей наглядности. Основные блоки индекса и ряд подблоков включаются в композицию индекса с индивидуальными весами. |