…А с «не тем» социальным портретом «креативнее» жить в Казани, Тюмени, Калининграде или Екатеринбурге

| статьи | печать

Второй раз эксперты фонда Calvert 22 и PwC в России вывели индекс креативного капитала для ряда российских городов, полагая, что такое исследование позволит создать систему мониторинга креативной экономики с учетом региональной специфики и глобального контекста. Стоит ознакомиться.

Индекс креативного капитала 2017 г. включает в себя анализ последнего в 15 российских городах. Географический охват исследования, структуру индекса и вполне ясное представление о методологии его расчета представляет таблица. Мы же за ограниченностью места сразу перейдем к кратким выводам опроса Calvert 22 и PwC. Авторы исследования замечают, что оно не претендует на исчерпывающую объективность.

Бизнес

На сегодняшний день только в экономике Москвы и Санкт-Петербурга креативный сектор составляет более 5% ВРП.

Структура креативного сектора городов индекса неоднородна, в каждом из них доминирует своя область, но в среднем наибольшая доля приходится на сферу «Дизайна и архитектуры» — порядка 39% от объема добавленной стоимости креативного сектора.

Сфера культуры и искусства пока не является значимой для креативного сектора большинства городов (4%). Исключением стали Свердловская область (17%) и Краснодарский край (9%).

Сфера цифровых технологий составляет в среднем 31% от объема креативного сектора всех городов и демонстрирует еще более высокие показатели в Пермском крае (61%), Республике Башкортостан (51%) и Новосибирской области (50%). Направление «Медиа» занимает 26% и играет ключевую роль в креативной экономике Москвы (47%), Новгородской и Омской областей (61%).

Наиболее насыщенными креативной инфраструктурой городами стали Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Великий Новгород и Новосибирск.

В Новосибирске находится наибольшее количество бизнес-инкубаторов, акселераторов и инновационных центров, значительная часть которых была создана для увеличения инновационной активности Новосибирского научного центра (Академгородка).

Большинство крупных креативных кластеров находятся в Москве. Это, считают авторы исследования, можно объяснить появлением в столице полноценно сформировавшегося креативного сообщества, а также наличием у администрации и бизнеса понимания принципов монетизации таких пространств.

Власть

В тройку лидеров по показателям блока вошли Санкт-Петербург, Москва и Тюмень. Все три города продемонстрировали открытость к инициативам жителей города и оперативному решению их проблем. Москва и Санкт-Петербург стали лидерами за счет высокого бюджета и сильной финансовой поддержки сфер образования и культуры.

Санкт-Петербург и Тюмень показали наивысшие результаты по степени информационной открытости, несмотря на то что в Тюмени общественный портал для обратной связи с местной администрацией запустился совсем недавно.

Власти Тюмени были высоко оценены экспертами за поддержку креативного бизнеса и сектора малого и среднего предпринимательства в целом.

Самые низкие показатели по блоку получили Владивосток, Уфа и Омск. Если во Владивостоке на низком уровне находится поддержка как сферы культуры (16,89), так и сферы образования (18,64), то в Омске бюджетная поддержка асимметрична — показатели, связанные с культурой, выше (62,72), чем в Санкт-Петербурге (52,84) и сравнимы с Москвой (66,29).

Омск также получил низкую экспертную оценку поддержки бизнеса (29,47) наряду с Нижним Новгородом (38) и Краснодаром (29,01).

Бренды

Тема креативных индустрий и современной культуры вне зависимости от региональных особенностей в рамках медиасферы воспринимается скорее положительно, чем отрицательно. Так, в абсолютном большинстве городов процент позитивных упоминаний превышает процент негативных.

Казань является бесспорным лидером по интенсивности и характеру медиавлияния. Этот город последние годы активно генерирует новостные поводы, благодаря мегасобытиям, крупным мероприятиям в среде современной культуры и общему интересу к креативизации городских пространств.

Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом Казань входит в тройку лидеров по уровню медиапривлекательности. Высокие показатели первых двух городов, резонно считают авторы опроса, обусловлены их столичным статусом. В свою очередь, после празднования тысячелетия со дня основания и проведения Универсиады Казань была включена в медиаповестку федерального уровня, в том числе благодаря стремительным процессам по формированию инновационного кластера в регионе.

По совокупной оценке креативных и культурных брендов Екатеринбург вырвался на третье место после Москвы и Петербурга благодаря успехам в сфере современного искусства и культуры и сопряженных областях, которые являются менее конкурентными, чем, к примеру, IT-сектор Казани, занявшей четвертое место.

Город

В числе лидеров по показателям данного блока оказались Москва (64,21), Санкт-Петербург (63,98) и Екатеринбург (58,53). Москва, обладая высоким уровнем экономического благосостояния, выделяется разнообразием возможностей для досуга и доступностью жилья.

Санкт-Петербург наиболее эффективно использует свое культурное наследие. Насыщенную культурную жизнь города формируют мероприятия, организованные как местной администрацией, так и самими горожанами.

Показатели Екатеринбурга по качеству культурного контента (62,12) значительно выше, чем в других городах, и сравнимы с Москвой (68,95) и Санкт-Петербургом (64,37). Интенсивностью культурной жизни в своем городе довольны также жители Казани (60,91) и Калининграда (55,23).

Помимо Москвы (70,42) и Санкт-Петербурга (68,53) положение креативного класса высоко оценивается в Краснодаре (68,79), Екатеринбурге (68,47) и Владивостоке (68,28).

По уровню развитости городской инфраструктуры первое место занял Краснодар (72,29) за счет хороших показателей доступности жилья, прекрасной экологии и аутентичных ресторанов и кафе. Немногим Краснодару по данному набору показателей уступили Тюмень (68,56) и Санкт-Петербург (67,81), системно реализующие региональные программы улучшения окружающей среды и общего облика города.

Высокие баллы в подблоке «Городское окружение» получили Санкт-Петербург (65,52), Воронеж (67,43) и Москва (68,18). Последние два города вышли вперед за счет значительного отрыва по экологическим показателям. Зелеными эти города можно назвать ввиду большого количества парков, скверов, наличия пешеходных зон и велопарковок.

Городская инфраструктура Санкт-Петербурга привлекательна большим количеством ресторанов, знаменитых местных баров и хостелов. Санкт-Петербург опережает Москву по количеству кафе, получивших высокие оценки от пользователей популярного геолокационного сервиса Foursquare, что, считают эксперты Calvert 22 и PwC, можно объяснить, с одной стороны, сравнительно низкой арендной ставкой коммерческой недвижимости в городе, с другой — конкуренцией, вынуждающей заведения следить за своим рейтингом.

Люди

Лидируют по показателям блока Москва и Санкт-Петербург, со значительным отрывом опережая группу городов (Казань, Новосибирск, Екатеринбург и Краснодар), обладающих примерно равными значениями.

Жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Казани продемонстрировали высокую активность в рамках научно-образовательной деятельности. Москве и Новосибирску лидерство гарантировало количество публикаций научных работ. Лидерство Казани и Санкт-Петербурга обеспечено большим количеством победителей всероссийских и международных олимпиад.

Петербуржцы наиболее вовлечены в городскую жизнь, при этом по удельному количеству организованных в социальных сетях событий их обошли жители Воронежа и Тюмени.

Количество проектов, успешно реализованных с помощью краудфандинговых платформ, а также большое число малых и средних предприятий в креативной сфере позволили Москве занять первое место по уровню экономической активности.

Краснодар лидирует по числу фрилансеров, что, по мнению авторов исследования, можно объяснить изменением модели найма, позицией работодателей в крае, которые на 90% увеличили предложение удаленных вакансий.

Тюмень и Уфа оказались наиболее молодыми городами — 52 и 50% жителей моложе 35 лет соответственно.

Высокая популярность информационных ресурсов, посвященных культуре и искусству, а также большое число студентов и выпускников вузов в области культуры и искусства определили лидерство жителей Санкт-Петербурга по общему показателю креативности.

Владивосток, выступая своеобразным «окном» в Азию, вместе с Москвой стал наиболее открытым городом. На одного жителя Владивостока в среднем приходится столько же прибывших из-за рубежа (не из стран СНГ), сколько на половину городов индекса, вместе взятых.

Опрос Calvert 22 и PwC показал, что человеку с отличным от сложившегося в городе социальным портретом наиболее комфортно жить в Казани, Тюмени, Калининграде и Екатеринбурге.

Индекс креативного капитала 2018

Блок*

Москва

Санкт-Петербург

Казань

Екатеринбург

Новосибирск

Тюмень

Краснодар

Владивосток

Калининград

Пермь

Н. Новгород

Воронеж

В. Новгород

Уфа

Омск

ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС

67,58

67,22

56,17

55,96

52,81

52,14

50,87

48,78

47,92

46,18

45,93

45,43

45,22

43,17

39,85

ГОРОД (0.311)

Экономическое положение

77,54

71,10

65,50

66,41

63,70

67,84

63,83

55,63

55,18

67,69

58,61

57,30

50,71

54,46

53,07

Культурная жизнь

60,58

68,36

49,91

55,63

47,017

41,79

50,44

49,87

58,24

43,83

49,34

46,26

72,60

44,40

43,84

Городское окружение

68,18

65,52

55,17

61,02

49,05

56,15

64,66

60,05

57,70

52,79

47,73

67,43

58,34

56,38

40,25

Образовательная среда

45,81

45,88

54,10

48,50

45,04

54,68

41,06

51,48

52,04

33,82

48,04

47,78

46,01

47,65

40,14

Средний балл по блоку «Город»

64,21

63,98

56,15

58,53

51,48

54,90

56,04

54,49

56,13

50,51

51,00

55,28

57,97

50,93

44,48

ЛЮДИ (0.248)

Образованность

77,66

74,50

82,94

54,12

70,28

31,67

38,37

38,08

24,84

49,79

43,89

37,69

26,18

37,29

35,17

Активность

71,54

61,62

53,12

56,25

49,72

53,77

52,79

44,56

48,13

46,78

44,93

46,06

36,51

40,64

38,91

Креативность

50,76

79,03

46,58

49,81

41,16

44,81

53,61

46,89

36,97

42,53

37,76

38,08

47,92

37,77

35,44

Открытость

55,98

48,59

44,25

44,18

38,39

44,12

47,45

57,40

43,74

34,84

31,81

38,37

42,76

48,65

37,86

Средний балл по блоку «Люди»

63,99

65,93

56,72

51,09

49,89

43,59

48,05

46,73

38,42

43,48

39,60

40,05

38,34

41,09

36,84

БИЗНЕС (0.142)

Креативные ресурсы

71,88

68,89

54,72

71,24

53,36

42,65

52,76

54,20

38,45

39,74

47,04

35,72

28,41

45,72

30,55

Масштаб креативной экономики

88,15

74,46

54,11

60,86

57,79

51,44

59,01

51,21

64,60

50,83

49,99

43,83

40,81

39,84

40,71

Средний балл по блоку «Бизнес»

80,02

71,68

54,42

66,05

55,57

47,05

55,88

52,70

51,53

45,29

48,51

39,77

34,61

42,78

35,63

ВЛАСТЬ (0.194)

Открытость власти

56,47

61,85

32,61

64,05

57,46

71,67

36,59

33,04

41,27

27,25

57,47

52,37

26,38

20,41

36,64

Поддержка бизнеса

72,04

77,62

66,65

41,46

52,43

68,35

29,01

54,62

39,36

55,97

38,00

38,50

39,70

52,61

29,47

Поддержка бюджетных сфер

57,25

60,22

43,53

23,40

57,46

40,20

55,15

17,76

41,05

38,82

23,47

29,00

49,95

30,10

48,62

Средний балл по блоку «Власть»

61,92

66,56

47,60

42,97

55,79

60,07

40,25

35,14

40,56

40,68

39,65

39,95

38,68

34,38

38,24

БРЕНДЫ (0.104)

Медиапредставленность города

68,68

65,67

87,15

80,42

48,05

73,73

62,79

73,77

68,52

55,88

49,08

42,13

73,66

44,84

47,64

Уровень брендов

87,55

82,10

65,35

66,35

58,05

45,40

49,75

48,00

47,05

49,50

57,25

49,20

38,40

40,50

40,50

Имиджевая привлекательность города

83,13

77,78

67,40

64,25

57,53

50,55

52,73

48,35

49,13

48,25

55,95

49,28

38,90

40,50

37,80

Средний балл по блоку «Бренды»

79,78

75,18

73,30

70,34

54,54

56,56

55,09

56,71

54,90

51,21

54,09

46,87

50,32

41,95

41,98

* Приведенные значения, за исключением итоговых значений индекса, получены путем умножения изначальных значений по каждому из блоков, находящихся в диапазоне от 0 до 1, на 100 для большей наглядности. Основные блоки индекса и ряд подблоков включаются в композицию индекса с индивидуальными весами.