Промышленность произвела меньше, чем в прошлом году

| статьи | печать

«Уралсиб» обращает внимание на данные Росстата, что в марте промышленное производство в годовом выражении увеличилось на 1%, а в феврале было 1,5%. С поправкой на сезонность выпуск промышленной продукции за месяц увеличился на 0,3% после падения на 1,3% месяцем ранее. Представленные данные совпали с ожиданиями участников рынка (по версии Интерфакса), но оказались ниже оценки «Уралсиба» — плюс 1,5%.

В марте рост промышленного производства замедлился второй месяц подряд — после того как резко ускорился в январе. В обрабатывающем секторе зафиксирован спад, вызванный сокращением производства металлов и изделий из них, строительных материалов, машин и оборудования. Такая картина указывает на существенное замедление инвестиционной активности, что, по мнению аналитиков «Уралсиба», может быть связано с замедлением строительства крупных объектов инфраструктуры.

Несмотря на относительно высокий курс рубля, в большинстве сегментов обрабатывающей промышленности наблюдался умеренный рост. Аномально холодная погода в марте также оказала ощутимо позитивное влияние на промышленное производство — стали расти добыча природного газа, а также производство электрической и тепловой энергии. Резкое ослабление рубля на прошлой неделе, полагают аналитики «Уралсиба», может поддержать часть ориентированных на экспорт производств, включая предприятия по добыче и переработке углеводородного сырья, а также предприятия несырьевого экспорта.

Расширение же антироссийских санкций и заградительные пошлины на алюминий и сталь со стороны США способны привести к дальнейшему падению производства в металлургической отрасли.

Ослабление рубля может негативно отразиться на предприятиях, производственный цикл которых существенным образом зависит от импортных материалов и оборудования, включая предприятия по производству бытовой техники и электроники, а также автотранспортных средств.

Несмотря на санкции, заключает «Уралсиб», снижение курса российской валюты окажет определенное положительное влияние на рост промышленности, поэтому прогноз аналитиков: промышленное производство вырастет на 2,1% в этом году.

Аналитики Райффайзенбанка также указывают на заметный рост в энергетике и объясняют его холодной погодой: по данным Системного оператора ЕЭС, март 2018 г. был заметно холоднее (в среднем по системе), чем март прошлого года. Из-за этого резко увеличилась выработка электроэнергии, а также пара и горячей воды.

Соглашаясь с коллегами из «Уралсиба» и в том, что добыча нефти не растет (мешает соглашение с ОПЕК), и в том, что добыча газа резко повысилась, аналитики Райффайзенбанка считают, что двузначное число, которым характеризуется рост добычи газа, — следствие в большей степени низкой базы прошлого года. И добыча продолжит увеличиваться, предполагают в Райффайзенбанке, — очевидны позитивные перспективы для экспорта газа: идет рост европейского импорта, в том числе из-за снижения собственной добычи.

В обрабатывающих отраслях пока ситуация выглядит негативно, продолжает Райффайзенбанк: снижается выпуск в черной и цветной металлургии, падает производство изделий из черных металлов, стального проката, чугуна. Слабость демонстрирует и алюминиевое производство: выпуск конструкций и деталей из него усилил падение в марте. В перспективе ближайших месяцев производство алюминия может резко сократиться из-за санкций против UC Rusal, предупреждают аналитики Райффайзенбанка, так что прямой эффект от этих событий выразится в сокращении роста ВВП на 0,1 п.п. за год — приблизительно столько занимает алюминиевое производство в валовой добавленной стоимости.

Под давлением остается и химическая промышленность, считают аналитики: рост производства удобрений в марте замедлился.

Среди основных отраслей обрабатывающей промышленности лидером остается нефтепереработка: в марте выросло производство бензина, а выпуск дизельного топлива практически прекратил падение, замечает Райффайзенбанк. Ускорение наблюдается и в некоторых отраслях машиностроения (например, в сегменте насосов, электродвигателей и т.п.), но их выпуск очень волатилен и в целом не занимает значимой доли в промышленном производстве.

За весь I квартал промышленность не смогла продемонстрировать заметного ускорения (1,9% в годовом выражении в I квартале 2018 г. против 1% в I квартале 2017 г.) — основные успехи были достигнуты в январе 2018 г. и оказались временными. Рост в этом году останется слабым, и Райффайзенбанк сохраняет прогноз роста промышленности на 2018 г.: 1,2% в годовом выражении.

Волатильность обрабатывающего производства нельзя считать чем-то неожиданным, успокаивают аналитики «ВТБ Капитала», в российской экономике много «темной материи»: пересмотры статистики, изменения классификаторов видов экономической деятельности, неопределенность в отношении используемых дефляторов, включение в итоговый показатель товаров с длительным производственным циклом и обширный массив непубликуемых составляющих промышленного производства. Все это искажает индекс промышленного производства, делает его динамику несопоставимой с картиной восстановления, на которую указывают индикаторы спроса. А индекс видимого выпуска от «ВТБ Капитала» свидетельствует, что с начала 2016 г. динамика обрабатывающих производств остается положительной.

Промышленное производство в разбивке по секторам, %

02.2018

03.2018

02.2018

03.2018

изменение за месяц

изменение за год

Промышленное производство

–2,0

12,1

1,5

1,0

Добывающий сектор

–6,9

10,5

0,3

1,4

Обрабатывающий сектор

1,9

14,9

1,9

–0,2

Сектор обеспечения электроэнергией, газом и паром

–8,1

2,4

1,8

7,8

Сектор водоснабжения, водоотведения и утилизации отходов

0,2

4,5

1,4

–1,7

Источники: Росстат