Исследование, проведенное рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»), показало, что объем лизингового бизнеса в 2017 г. вырос на 48% и достиг 1,1 трлн руб., превысив исторический максимум. Драйверами рынка стали железнодорожный сегмент, который продемонстрировал рост впервые с 2011 г., а также автолизинг. Госсубсидирование продаж грузовых автомобилей и реализация отложенного спроса привели к увеличению числа лизинговых сделок и, как следствие, росту сегмента МСБ на 52%. Помимо розницы поддержку рынку оказал авиасегмент за счет сделок оперлизинга, доля которого по итогам прошлого года достигла на рынке 21%. Согласно прогнозу RAEX («Эксперт РА») в 2018-м развитию лизинга будут способствовать дальнейшее снижение кредитных ставок и программы господдержки, однако из-за высокой базы предыдущего года темп прироста рынка замедлится до 20%.
Объем нового лизингового бизнеса за 2017 г. вырос на 353 млрд руб. (+48% по сравнению с 2016-м) и впервые в истории превысил 1 трлн руб. Сумма новых лизинговых договоров по итогам прошлого года увеличилась на 41% и достигла 1,6 трлн руб., что позволило лизинговому портфелю вырасти на 8% и составить 3,4 трлн руб. на 1 января 2018 г. Росту лизингового рынка, отмечают эксперты Агентства, способствовали программы господдержки в транспортных сегментах, а также продолжающееся с 2016 г. снижение ключевой ставки, что привело к увеличению объема профинансированных средств за счет банковских кредитов. Всего среди участников анкетирования RAEX («Эксперт РА») снижение объемов нового бизнеса показали менее 30 компаний, на которые приходится около 4% рынка.
Автолизинг и железнодорожная техника выступили драйверами роста рынка в 2017 г. Наибольший рост за год показала железнодорожная техника, объем которой в 2017-м вырос больше чем в два раза, при этом доля сегмента в объеме нового бизнеса увеличилась на 8 п.п., до 21%. Такой интенсивный рост сегмента, говорят авторы исследования, стал результатом программы утилизации старых вагонов, что привело к дефициту подвижного состава и, как следствие, повышению спроса на новые вагоны. Объем лизинга автотранспорта прибавил 43% по сравнению с 2016 г. за счет госпрограммы по субсидированию лизинга грузовых автомобилей. В итоге впервые за последние три года доля грузовых автомобилей превзошла долю легковых, составив 57% от объема нового бизнеса в автосегменте.
Поддержку рынку оказал оперативный лизинг, который по итогам 2017 г. составил 21% от объема нового бизнеса (против 16% годом ранее). Рост данного лизинга произошел преимущественно за счет крупных корпоративных сделок лидеров рынка с авиа- и железнодорожной техникой, что привело к увеличению доли договоров длительностью свыше трех лет с 60 до 67% в новом бизнесе за последние три года. В то же время, отмечают аналитики RAEX («Эксперт РА»), в сегменте оперативного лизинга наблюдается небольшое снижение концентрации на крупнейших игроках: в 2016 г. на три крупнейшие компании приходился 81% от всего объема нового бизнеса, а в 2017-м — 73%. Вместе с тем, считают они, тенденция по деконцентрации является временной, поскольку большинство лизинговых компаний неактивно внедряют оперлизинг в свою продуктовую линейку в связи с низким спросом розничных клиентов на краткосрочную аренду.
Количество заключенных лизинговых сделок за 2017 г. превысило 190 000 против 145 000 в 2016-м. Увеличение числа сделок было обусловлено ростом на 52% объема нового бизнеса с субъектами малого и среднего бизнеса. Кроме того, позитивно на количестве заключенных лизинговых договоров сказался рост диверсификации источников продаж на протяжении последних четырех лет. Если в 2013 г. в прямых продажах лизинговые сделки занимали более 95%, то в 2017-м на долю данного канала пришлось около 80%, при этом продажи в офисах банков и через агентов заметно увеличились, составив 8 и 4% соответственно. Ожидания участников исследования по дальнейшему развитию каналов продаж связаны прежде всего с ростом интернет-продаж, уровень проникновения которых на текущий момент не превышает 2% сделок.
Согласно прогнозу RAEX («Эксперт РА») объем лизингового рынка в 2018 г. вырастет на 20%. По мнению экспертов Агентства, объем нового бизнеса продолжит расти и по итогам текущего года составит более 1,3 трлн руб. Однако рекордные темпы прироста автосегмента, полагают они, замедлятся из-за снижения объемов госсубсидирования, но, несмотря на это, автолизинг останется крупнейшим сегментом и прибавит 25%. Замена парка подвижного состава в 2018-м продолжится, но гораздо меньшими темпами, чем в прошлом году, что, по прогнозу авторов исследования, обеспечит увеличение железнодорожного сегмента на 20%, а авиализинг за счет сделок по аренде, прежде всего отечественных самолетов, вырастет на 15%. Прочие сегменты, считают они, прибавят 15% вследствие дальнейшего снижения стоимости фондирования лизинговых сделок.
Негативный прогноз аналитиков Агентства предполагает, что рынок вырастет на 10% и составит 1,2 трлн руб. При реализации данного прогноза автосегмент прибавит не более 15% вследствие замедления роста автопродаж, а авиализинг покажет аналогичные темпы прироста в случае переноса ряда сделок на 2019 г. Объем нового бизнеса с железнодорожной техникой увеличится не более чем на 10% из-за снижения профицита полувагонов в связи с разрывом договорных отношений крупных игроков, а прочие сегменты вырастут на 5%, при этом объемы лизингового рынка по-прежнему будут сильно зависеть от темпов роста экономики РФ и реализации госпрограмм с применением лизинга, прогнозируют эксперты RAEX («Эксперт РА»).
Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей |
741 |
770 |
783 |
680 |
545 |
742 |
1 095 |
Темпы прироста, % |
64,6 |
3,9 |
1,7 |
13,2 |
19,9 |
36,1 |
47,5 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей |
1 300 |
1 320 |
1 300 |
1 000 |
830 |
1 150 |
1 620 |
Темпы прироста, % |
79,3 |
1,5 |
1,5 |
23,1 |
17 |
38,6 |
40,9 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей |
540 |
560 |
650 |
690 |
750 |
790 |
870 |
Темпы прироста, % |
54,3 |
3,7 |
16,1 |
6,2 |
8,6 |
5,3 |
10,1 |
Объем профинансированных средств, млрд рублей |
737 |
640 |
780 |
660 |
590 |
740 |
950 |
Темпы прироста, % |
63,8 |
13,2 |
21,9 |
15,4 |
10,6 |
25,4 |
28,4 |
Совокупный лизинговый портфель, млрд рублей |
1 860 |
2 530 |
2 900 |
3 200 |
3 100 |
3 200 |
3 450 |
Темпы прироста, % |
57,6 |
36 |
14,6 |
10,3 |
3,1 |
3,2 |
7,8 |
Номинальный ВВП России, млрд руб. |
60 282,5 |
68 163,9 |
73 133,9 |
79 199,7 |
83 387,2 |
85 917,8 |
92 081,9 |
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
0,9 |
0,7 |
0,9 |
1,2 |
Концентрация на топ10 компаний в сумме новых договоров, % |
66,5 |
63,0 |
65,0 |
66,4 |
66,0 |
62,2 |
65,9 |
Индекс розничности1, % |
23,0 |
28,0 |
34,7 |
43,9 |
44,0 |
45,2 |
46,0 |
Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК |
Топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 2017 г.
No |
Наименование ЛК |
Количество новых заключенных договоров, за 2017 г., шт. |
Количество новых заключенных договоров, за 2016 г., шт. |
Темпы прироста, 2017 г., % |
---|---|---|---|---|
1 |
«Европлан» |
30 366 |
19 650 |
54,5 |
2 |
«ВТБ Лизинг» |
29 109 |
22 823 |
27,5 |
3 |
«ВЭБлизинг» |
16 371 |
18 037 |
–9,2 |
4 |
«Балтийский лизинг» (ГК) |
13 748 |
9930 |
38,4 |
5 |
«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) |
12 689 |
5753 |
120,6 |
6 |
«РЕСОЛизинг» |
11 520 |
7117 |
61,9 |
7 |
«Элемент Лизинг» |
8321 |
6155 |
35,2 |
8 |
«Мэйджор Лизинг» |
7471 |
2628 |
184,3 |
9 |
«КОНТРОЛ лизинг» |
6392 |
1814 |
252,4 |
10 |
«CARCADE Лизинг» |
6159 |
3708 |
66,1 |
11 |
«Альфа Лизинг» (ГК) |
5329 |
1217 |
337,9 |
12 |
«Сименс Финанс» |
4568 |
4184 |
9,2 |
13 |
«Фольксваген Груп Финанц» |
4015 |
2983 |
34,6 |
14 |
«СТОУНXXI» (ГК) |
3607 |
3353 |
7,6 |
15 |
«Ураллизинг» (ГК) |
3201 |
2057 |
55,6 |
16 |
«СОЛЛЕРСФИНАНС» |
1964 |
1519 |
29,3 |
17 |
«Интерлизинг» (ГК) |
1749 |
957 |
82,8 |
18 |
«ЭкспертЛизинг» |
1535 |
878 |
74,8 |
19 |
«Система Лизинг 24» |
1230 |
1131 |
8,8 |
20 |
«УралБизнесЛизинг» |
1120 |
н/д |
— |
|
Всего по рынку |
Не менее 190 тыс. |
Не менее 145 тыс. |
Около 31 |
Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК |
Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга |
Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2017 г., % |
Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2016 г., % |
Прирост (+) или сокращение () объема сегмента, % |
Доля в лизинговом портфеле на 01.01.2017, % |
---|---|---|---|---|
Железнодорожная техника |
20,8 |
13 |
136,1 |
39,0 |
Грузовой автотранспорт |
20,0 |
17,6 |
67,7 |
9,6 |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) |
18,2 |
20,5 |
31,0 |
20,0 |
Легковые автомобили |
14,9 |
17,5 |
25,6 |
6,4 |
Строительная и дорожностроительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах |
7,2 |
7 |
51,8 |
4,5 |
Сельскохозяйственная техника и скот |
3,9 |
3,1 |
85,7 |
3,4 |
Суда (морские и речные) |
2,1 |
7,1 |
–56,4 |
4,9 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование |
1,7 |
2,4 |
4,5 |
3,1 |
Оборудование для нефте и газодобычи и переработки |
1,2 |
2,3 |
–23,0 |
1,7 |
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары |
1,1 |
1,2 |
35,3 |
0,6 |
Недвижимость (здания и сооружения) |
0,7 |
1,3 |
–20,5 |
1,7 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры |
0,7 |
0,7 |
47,6 |
0,4 |
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов |
0,5 |
0,9 |
–18,0 |
0,4 |
Энергетическое оборудование |
0,3 |
0,3 |
47,6 |
0,3 |
Полиграфическое оборудование |
0,3 |
0,3 |
47,6 |
0,2 |
Оборудование для ЖКХ |
0,2 |
0,4 |
–26,2 |
0,4 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование |
0,1 |
0,2 |
–26,2 |
0,1 |
Прочее оборудование |
6,1 |
4,2 |
114,3 |
3,3 |
Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК 1 Индекс розничности рынка лизинга RAEX («Эксперт РА») рассчитывает как суммарную долю розничных сегментов в объеме нового бизнеса. К розничным сегментам мы относим легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику. |
Комментарии
Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг»:
— Рынок лизинга находится на подъеме, что стимулирует рост компаний и развитие продуктовой линейки. Уже обозначились новые игроки, планирующие выход на рынок в 1-м полугодии 2018 г. Лидеры рынка инициировали процессы пересмотра ИТ-стратегии для определения ИТ-платформы, на которой в последующем будет осуществляться переход на новые стандарты учета и под регулирование Центрального банка.
В целом, встраиваясь в тренд по дигитализации, компании пересматривают роль информационной системы в стратегии развития, активно запускают инициативы и увеличивают бюджеты на развитие инструментов автоматизации.
Рост рынка ИТ-услуг наблюдается не только в лизинге, но и в других отраслях. Выбранный президентом и правительством курс на цифровую экономику и дальше будет поддерживать эту тенденцию.
Александр Кожевников, генеральный директор ООО «МКБ лизинг»:
– Программа субсидирования лизинга автотранспорта стала одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки лизинга за последние несколько лет. И конечно, говорить о том, что рынок никак не отреагирует на ее завершение, будет не совсем корректно. Скорее всего, мы увидим снижение объемов сделок в сегменте автолизинга.
Но при этом важно учесть один очень тонкий момент. Выполняя свою основную задачу, а именно стимулируя развитие промышленности, Минпромторг посредством реализации различных мер поддержки способствовал популяризации лизинга в России. Сегодня мы отмечаем увеличивающийся интерес к нашим продуктам со стороны компаний, которые ранее не пользовались лизингом либо использовали его весьма незначительно. И эта тенденция позволит, на наш взгляд, нивелировать негативный результат завершения программы льготного автолизинга.
Дмитрий Зотов, генеральный директор ПАО «ТрансФин М»
— Прошедший год стал для лизинговой отрасли очень успешным. Рост нового бизнеса составил более 35%, что выше показателей прошлых лет. Такой рост обусловлен как снижением ставок по кредитам в результате поэтапного понижения ЦБ ключевой ставки, так и восстановлением спроса на ряд активов, а также реализацией отложенного спроса. Так, в течение года ставки по кредитам снизились в среднем на 2 п.п. Аналогичная ситуация складывается и на рынке облигационных заимствований. Снижение стоимости привлечения в той же мере отражается и на ставках по договорам лизинга. В 2018 г. эта тенденция сохранится, по нашим оценкам, возможно снижение еще на 1—1,5 п.п., в дальнейшем ситуация стабилизируется.
Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан»
— По обещанию будущего регулятора, регулирование лизинговой деятельности со стороны ЦБ РФ позволит повысить рейтинги компаний лизинговой отрасли и привлекать фондирование по более низкой стоимости.
Однако есть и возможные проблемы:
смена балансодержателя по большому количеству лизинговых сделок окажет единовременное негативное влияние на финансовый результат лизинговых компаний;
в связи с тем что налоговая политика России не готова к таким изменениям, лизинговым компаниям придется вести отдельный налоговый учет в течение неопределенного времени;
при допущении непоследовательности в реформе внедрение ЕПС и одновременное изменение налогового учета могут осложнить бизнес.
Дмитрий Корчагов, генеральный директор ГК «Балтийский лизинг»:
— На величину ставки по лизинговому договору прямое влияние оказывало снижение ключевой ставки ЦБ. Она планомерно снижалась во 2-м полугодии 2017 г., в III квартале — до 8,5%, а в IV — до 7,75%. Эти шаги ЦБ РФ положительно влияют на стоимость кредитных ресурсов и, следовательно, на стоимость лизинга для наших клиентов.
В 2018 г. мы также ожидаем снижения ставки по лизинговым договорам, к этому располагает ряд экономических факторов, в частности, усиливающаяся конкуренция. А также немалую роль играет наша возможность предоставить своим клиентам наиболее выгодные условия оформления имущества в лизинг.
Кирилл Царев, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»:
– На мой взгляд, ключевым событием 2017 г. можно считать общее восстановление рынка и ту динамику, которую он показал. Стоит отметить, что увеличивается доля малого и среднего бизнеса, растет количество программ, в том числе правительственных, где в рамках субсидий предусматривается использование механизма лизинга. Это очень важно, потому что лизинг занимает все более значимую позицию. Субсидии направлены не на лизинговые компании, а на конечных клиентов, и лизинг лишь служит удобным и эффективным инструментом их продвижения.
Источник: интервью RAEX («Эксперт РА») с партнерами исследования