Кадровые службы организаций и индивидуальных предпринимателей могут обязать вести трудовые книжки работников — основной документ о трудовых деятельности и стаже — по новым правилам. Соответствующие проекты поправок в нормативно-правовые акты подготовил Минтруд России.
Статус регулятора кадрового документооборота в ближайшее время будет снижен. Если сегодня правила изготовления, ведения и хранения трудовых книжек закреплены постановлением Правительства РФ, то в будущем они будут регулироваться приказами профильных министерств. Согласно проекту постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225 „О трудовых книжках“» функции по установлению правил изготовления трудовых книжек и вкладышей к ним лягут на Минфин России, а порядок ведения и хранения будет отрегулирован нормативными актами Минтруда (ID проекта 01/01/04-18/00080322 на regulation.gov.ru). Чиновники напоминают в пояснительной записке к проекту, что по нормам ст. 66 Трудового кодекса РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти, которыми являются Минтруд и Минфин.
Регламент изготовления этих документов финансовым ведомством пока не представлен, поэтому сейчас невозможно сказать, появятся ли у работодателей новые обязанности или права или все останется по-прежнему. Что касается порядка ведения и хранения трудовых книжек, то предполагаются следующие изменения.
Чиновники Министерства труда и социальной защиты РФ намерены смягчить требования к заполнению и учету трудовых книжек. Проекты Порядка ведения и хранения трудовых книжек и приказа ведомства, этот порядок утверждающего, уже прошли процедуру общественного обсуждения на regulation.gov.ru и направлены на антикоррупционную экспертизу (ID проекта 01/02/04-18/00080312).
Таким образом, можно ожидать, что в самом скором времени ныне действующие Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, станут неактуальными.
Хотя в целом проект дублирует действующие правила, он содержит ряд новаций, которые, без сомнения, будут благосклонно восприняты кадровыми работниками.
Среди них отказ от обязательного заверения печатью работодателя всех записей при увольнении работника. В новой редакции правил предложен упрощенный вариант: заверять записи можно как печатью организации, так и печатью кадровой службы. Если в организации отказались от печати, а это, напомним, стало возможно сделать несколько лет назад, то в трудовой может стоять только подпись работодателя или лица, ответственного за ведение трудовой книжки.
Еще одно упрощение — возможность не ставить печать, не пломбировать и не скреплять сургучной печатью приходно-расходные книги по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них и книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Одна из самых значимых поправок — это возможность не знакомить работника под подпись со всеми записями о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, которые делаются в его личной карточке (форма № Т-2).
В уведомлении о разработке документов специалисты Минтруда отмечают, что поправки в порядок ведения трудовых книжек необходимы в связи с реализацией плана мероприятий (дорожной карты) по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в сфере охраны труда. Поэтому проекты Минтруда направлены в первую очередь на сокращение требований и упрощение порядка хранения самих книжек и их бланков.