В I квартале текущего года индекс экономического настроения ВШЭ поднялся на 2,1 п.п. — до отметки 100,1. Таким образом, впервые за период с середины 2014 г. значение индикатора превысило свой средний долгосрочный уровень (100), что свидетельствует о переходе национальной экономики в зону благоприятного делового климата.
Рост индекса экономического настроения (ИЭН) обеспечили главным образом его «потребительские» компоненты. В частности, наблюдался относительный рост индекса потребительской уверенности на 3 п.п. Улучшились настроения предпринимателей из сферы услуг. Балансы оценок изменения спроса на услуги и экономического положения сервисных организаций повысились на 5 п.п. каждый.
Противоположное воздействие на динамику ИЭН оказали оба «строительных» компонента. Балансы оценок уровня портфеля заказов и ожидаемого изменения занятости в строительстве снизились на 6 и 5 п.п. соответственно.
Промышленности в целом удалось компенсировать спад деловой активности, наметившийся в IV квартале предыдущего года. Основным драйвером роста стала добывающая индустрия, где индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в марте 2018 г. составил +2%.
В розничной торговле ИПУ снизился на 1 п.п., до отметки +2%. Незначительный спад деловой активности наблюдался на фоне сохранения слабых положительных темпов отраслевого развития.
Факторов, обеспечивших постепенный рост экономики за последние шесть кварталов, достаточно много, однако эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ выделяют три основные составляющие, фундаментально влияющие на динамику экономического роста.
Во-первых, исходя из результатов конъюнктурных опросов, в последнее время постоянно выявляется постепенная адаптация самих предпринимателей к «новой реальности» и нахождение рыночного равновесия в условиях сохраняющихся внешних экономических, санкционных и финансовых шоков.
Во-вторых, очевидна позитивная роль правительственных регуляторов экономической деятельности и ЦБ РФ в становлении относительной макроэкономической стабильности. Причем макроэкономическая стабилизация в стране подтверждается двумя из трех международных рейтинговых агентств (Moody’s пока еще сохраняет за экономикой России «мусорную» категорию).
В-третьих, в 2017 г. и начале текущего года экономике России сопутствовала удача. Рост мировых нефтяных цен в прошлом году составил около 30%. Кроме того, улучшается дисциплина стран — производителей нефти при выполнении договоренностей с ОПЕК о сокращении объемов добычи нефти, что благоприятно сказывается на экспортерах, в том числе на России.
Вдобавок, главные западные и азиатские торговые партнеры России демонстрируют экономический рост, который требует дополнительных энергетических ресурсов.
Подобная удача имеет заметное значение для стабилизации экономики стран с преимущественно сырьевым экспортом. Все-таки цена барреля выше 70 долл. практически дает возможность России иметь бездефицитный бюджет.
«Исходя из изложенного, никаких признаков возвращения экономики к спаду в настоящее время не наблюдается, — подчеркивает директор ЦКИ Георгий Остапкович. — Если, конечно, не произойдет резкого негативного изменения мировой ценовой конъюнктуры на основную продукцию российского товарного экспорта или мировая экономика не войдет в фазу финансово-экономического кризиса. Нет сомнений, что, исходя из теории циклического развития экономики, в обозримом будущем такой кризис обязательно наступит, но когда и с какой интенсивностью — предсказать невозможно. Вместе с тем если брать за точку отсчета предыдущего российского финансово-экономического кризиса ноябрь 2008 г., то популярная у экономистов средняя циклическая волна в 10—12 лет постепенно завершается».