Принятие поправок, подготовленных Минюстом России, позволит судебным приставам — исполнителям получать более полную информацию о банковских счетах и иных ценностях, принадлежащих должникам. В ведомстве надеются, что данные нововведения будут способствовать правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Проект изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» вынесен на общественное обсуждение (ID документа на портале regulation.gov.ru — 01/05/04-18/00080145).
С инициативой внести полную ясность по поводу объема запрашиваемых у банков сведений о финансовых возможностях должников выступило Министерство юстиции РФ. К необходимости изменений ведомство пришло, проанализировав складывающуюся судебную практику.
Сегодня судебным приставом — исполнителем в целях установления имущественного положения должника у налоговых органов и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях (ч. 9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон об исполнительном производстве).
Содержащийся в норме закона перечень трактуется банками и иными кредитными организациями как закрытый и не подлежащий расширенному толкованию. И кредитные организации отказывают в предоставлении иных сведений, ссылаясь на банковскую тайну.
Как отмечает Минюст России, такая позиция финансовых учреждений играет на руку недобросовестным должникам. Те имеют возможность перевода денежных средств, получаемых, например, в силу гражданско-правового договора, на счета иных видов, не входящих в установленный перечень (текущие, специальные, депозитные). Также должники имеют возможность заключить договор хранения ценностей в банке с использованием, например, индивидуального банковского сейфа.
В связи с этим Минюст России, руководствуясь позицией Конституционного суда РФ о том, что законодатель при соблюдении определенных условий вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну (п. 4 постановления КС РФ от 14.05.2003 № 8-П), и разработал соответствующий законопроект.
Согласно проекту у налоговых органов могут быть запрошены сведения:
-
о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, вклады (депозиты) должнику;
-
о реквизитах счетов, вкладов (депозитов);
-
о реквизитах корпоративного электронного средства платежа, используемого должником — организацией и должником — индивидуальным предпринимателем.
У банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:
-
о реквизитах счетов, вкладов (депозитов), остатке денежных средств на них, о движении денежных средств (совершенных операциях) на счетах, по вкладам (депозитам), а в отношении счетов эскроу также о сторонах и обязательствах по договору счета эскроу;
-
о платежных документах по конкретным банковским операциям;
-
о реквизитах электронного средства платежа, используемого должником, остатке электронных денежных средств и движении электронных денежных средств;
-
о договорах, предусматривающих хранение ценностей должника в индивидуальном банковском сейфе (ячейке сейфа, изолированном помещении в банке), и условиях этих договоров, а также виде ценностей и их объеме в случаях, если банк осуществляет контроль за помещением данных ценностей в индивидуальный банковский сейф.
С учетом того что взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, предложенные законопроектом изменения позволят судебным приставам — исполнителям получать полную информацию об имеющихся в банке счетах, их видах и иных ценностях должников для полного, правильного и своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Проект решает еще одну проблему.
Согласно ч. 8 ст. 69 Закона об исполнительном производстве взыскатель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении вышеуказанных сведений при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению. При этом Законом не урегулирован вопрос подтверждения наличия у взыскателя такого исполнительного листа.
В этой связи законопроектом предлагается внести соответствующее изменение. Теперь при запросе в налоговую взыскатель должен предъявить либо сам исполнительный лист, либо его нотариально заверенную копию.