Таможенная система России, приведенная в соответствие с требованиями Таможенного кодекса ЕАЭС, будет переходить на работу по принципам и технологиям электронного документооборота. Соответствующий законопроект «О таможенном регулировании» внесен на рассмотрение нижней палаты российского парламента Правительством РФ. Номер законопроекта в электронной базе Госдумы — 455221-7.
Новую редакцию закона о таможенном регулировании в РФ планировалось принять еще в прошлом году, ведь главная цель, которую преследовали авторы инициативы, — приведение российского законодательства в таможенной сфере в соответствие с международными договорами, составляющими право Евразийского экономического союза. А Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу 1 января текущего года. Но, как говорится, «что-то пошло не так» (Киргизия, одна из стран союзной пятерки, не закончила ратификацию документа в срок), и теперь начало действия нового российского закона о таможенном регулировании ожидается не раньше, чем с 1 января 2019 г.
Законопроект, подготовленный специалистами Минфина при активном участии профессионального сообщества, регулирует отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, их перевозкой под таможенным контролем, временным хранением, декларированием на границе, выпуском и использованием в соответствии с таможенным контролем, а также уплатой таможенных платежей.
Кроме того, будут сокращены сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения товаров и об их классификации, а также расширен список случаев освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
Документ также прописывает процедуру идентификации товаров в продуктах их переработки.
В основу законопроекта легли нормы ныне действующего Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Тем не менее веяния времени коснулись и таможенного дела. Так, основные изменения, отраженные в законопроекте, касаются перехода на электронный документооборот. Декларировать товары можно будет электронным способом, выпуск товаров в большинстве случаев станет автоматическим, на них будет распространяться механизм «единого окна».
Предполагается сокращение срока целого ряда операций. Например, время принятия предварительных решений по классификации и происхождению товаров составит 60 дней, а срок выпуска продукции — четыре часа. Механизм авансовых платежей можно будет использовать в счет платежей всех видов, в том числе и ввозных пошлин. А сама оплата сможет производиться с отсрочкой.
Для уполномоченных экономических операторов сумму обеспечения предполагается снизить с 1 млн до 150 000 евро. Также планируется расширить перечень случаев освобождения от предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.
Добросовестные организации смогут рассчитывать на освобождение от предоставления обеспечения по уплате таможенных платежей. Но для этого компания должна вписаться в определенные рамки. Чтобы получить послабление, за три календарных года перед подачей декларации компания должна внести таможенных пошлин и платежей на сумму не менее 7 млрд руб., а совокупная стоимость ее активов должна в десять раз превышать размер обеспечения. И, безусловно, компания не должна быть замечена в административных нарушениях в таможенной сфере, не иметь задолженностей по уплате пошлин, налогов и других платежей.
В случае неоднозначности правил в таможенной сфере, а это, к сожалению, случается — правила сложные, меняются достаточно часто, они будут толковаться в пользу декларанта или заинтересованного лица. В этом участников оборота заверил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, представляя документ на заседании правительства перед внесением его на рассмотрение депутатов.