В среду, 16 мая, и.о. главы МЭР Максим Орешкин сообщил, что из-за слабых результатов в I квартале (1,3% в годовом выражении) прогноз экономического роста в 2,1%, заложенный в базовый сценарий Минэкономразвития на год, будет снижен. В новых майских указах, однако, президент поставил задачу российской экономике расти темпами выше мировых (3,8%). Чиновники и эксперты теперь пытаются разобраться, что тормозит поступательное развитие.
Центробанк в ежемесячном экономическом комментарии пишет, что виновата необычно холодная погода в первый весенний месяц: хотя «температурный фактор» повысил спрос на электроэнергию, а также российские уголь и газ в Европе, он же привел к обвалу в строительстве — на 9,6% за месяц и 4% за квартал.
Удрученный М. Орешкин обещает подробный анализ летом, пока же тихо вздыхает: «Ситуация в экономике не очень хорошая».
Более детальный анализ ситуации начала года дает в очередном обзоре аналитик банка «Уралсиб» Алексей Девятов. Он отмечает, что рост экономики России оказался в I квартале 2018 г. довольно скромными. Согласно предварительной оценке Росстата рост ВВП России ускорился до 1,3% в годовом выражении — а в IV квартале 2017 г. был 0,9%. Результат, констатирует А. Девятов, в точности совпал с оценкой банка «Уралсиб», но оказался несколько лучше прогноза Минэкономразвития (плюс 1,1% в годовом выражении) и немного хуже, чем ожидали участники рынка, — консенсус-прогноз агентства Bloomberg составлял 1,6%.
Аналитик согласен с ЦБ, что строительная отрасль внесла негативный вклад в рост ВВП. Позднее Росстат представит подробную информацию о квартальной динамике ВВП с разбивкой по секторам экономики, но, основываясь на опубликованных ранее данных оперативной статистики за I квартал 2018 г., можно утверждать, что значительный вклад в ускорение роста внесли промышленность, транспортный сектор и, как последнее время часто бывает, сельское хозяйство. Рост в торговле и секторе услуг, скорее всего, был довольно умеренным, оценивает «Уралсиб», а динамика в строительной отрасли оказалась и вовсе отрицательной. Но оценка роли морозов в российском хозяйстве у аналитика иная, чем у ЦБ. По мнению «Уралсиба», холод положительно отразился на добыче угля и газа, выработке тепловой и электрической энергии, а также на железнодорожных перевозках и прокачке по мощностям трубопроводного транспорта. Несмотря на относительно сильный рубль, рост в ключевых сегментах обрабатывающей промышленности оказался весьма неплохим, констатирует А. Девятов.
Однако риск замедления российской экономики заметно усилился, полагает А. Девятов. Заметный спад наблюдался в производстве металлических изделий, строительных материалов, а также электронного и электрического оборудования. В сочетании с резким падением строительства такая картина однозначно указывает на сокращение инвестиционной активности, обусловленное уменьшением работ на нескольких крупных объектах инфраструктуры. Аналитик «Уралсиба» считает, что произошедшее несколько недель назад ослабление рубля и рост турбулентности на мировых финансовых рынках могут негативно сказаться на росте реальных доходов населения и потребительской уверенности, что приведет к ухудшению динамики еще и в торговле и секторе услуг.
Кроме того, продолжает он, усиление санкционного давления способно оказать негативное влияние на деловой климат внутри страны. Несмотря на то что умеренное ослабление рубля окажет ощутимую поддержку нескольким отраслям экономики, аналитик «Уралсиба» видит значительный риск того, что экономический рост в этом году окажется ниже текущего прогноза банка — плюс 1,6%.
Другие эксперты указывают на риски для задуманного роста ВВП. Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова говорит, что пока власти больше заботятся о бюджете, и это никак не согласуется с идеей ускорения роста.