Перечень оборудования со специальным коэффициентом амортизации
С 1 января 2019 г. будет действовать подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ. В соответствии с ним к основной норме амортизации можно применять специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий. Перечень такого оборудования утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 № 1299-р. Распоряжением Правительства РФ от 07.04.2018 № 622-р в этот перечень внесены изменения. Если ранее он содержал в себе 246 позиций, то сейчас их число составляет 583.
Поправки в Положение по ведению бухучета
Приказом Минфина России от 11.04.2018 № 74н признан утратившим силу п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.
Напомним, что в этом пункте содержалось требование о составлении промежуточной бухгалтерской отчетности, то есть отчетности за месяц и квартал. Однако согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом только в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.
Верховный суд РФ решением от 29.01.2018 № АКПИ17-1010 признал п. 29 Положения недействующим. Во исполнение этого решения Минфин и издал рассматриваемый приказ.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25.04.2018 № 50890.
Новые документы МСФО на территории РФ
Приказом Минфина России от 27.03.2018 № 56н на территории Российской Федерации вводятся в действие документы Международных стандартов финансовой отчетности:
— «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2015—2017 гг.»;
— «Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия (Поправки к МСФО (IAS) 28)»;
— «Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением (Поправки к МСФО (IFRS) 9)».
Документ «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2015—2017 гг.» содержит поправки к МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов», МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство», МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям».
Установлено, что указанные в приказе документы МСФО вступают в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения — со дня их официального опубликования; для обязательного применения — в сроки, определенные в этих документах.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 16.04.2018 № 50779.
О неуплаченных пошлинах уведомят по форме
Из статей 55, 73 и 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин таможенный орган направляет плательщику уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Минфин России приказом от 15.02.2018 № 27н утвердил форму такого уведомления.
Согласно приказу в отношении уведомления применяются порядок и срок его направления и исполнения, установленные ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для требования об уплате таможенных платежей.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2018 № 50673.
Доступ к фискальным данным для налоговиков
Приказом ФНС России от 14.12.2017 № ММВ-7-20/1061@ утвержден Порядок обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа.
Действие Порядка распространяется на отношения, связанные:
— с обеспечением доступа налоговых органов к фискальным данным в режиме реального времени;
— представлением фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа.
Установлено, что оператор фискальных данных обязан обеспечить круглосуточный доступ налоговых органов к фискальным данным, содержащимся в базе фискальных данных оператора фискальных данных.
По запросу налогового органа оператор фискальных данных обязан представить следующие фискальные данные:
— сведения о расчетах, включая сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, переданные оператору фискальных данных пользователем контрольно-кассовой техники;
— сведения о контрольно-кассовой технике, применяемой при осуществлении расчетов, переданные оператору фискальных данных пользователем контрольно-кассовой техники;
— иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или техническими средствами оператора фискальных данных.
Порядком определены способы и сроки представления фискальных данных оператором фискальных данных, порядок их заверения.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2018 № 50674.
Приостановлена торговля спиртосодержащей продукцией
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.04.2018 № 28 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписано приостановить на срок 180 суток розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами (за исключением стеклоомывающих жидкостей, нежидкой спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей продукции с использованием укупорочных средств, исключающих ее пероральное потребление) с содержанием этилового спирта более 28% объема готовой продукции, осуществляемой ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28% за 0,5 литра готовой продукции, установленной приказом Минфина России от 11.05.2016 № 58н.
Постановление зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2018 № 50685, вступило в силу с 20 апреля 2018 г.
Офис для переговоров в аренду
Минфин России в письме от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401 пришел к выводу, что офис, который компания арендует исключительно для проведения переговоров с партнерами, признается обособленным подразделением организации.
По мнению финансистов, тот факт, что в офисе для переговоров компания не планирует создавать постоянные рабочие места и сотрудники будут находиться в нем эпизодически, не мешает признать такой офис обособленным подразделением. Объяснили они это следующим образом.
Обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). А вот что следует понимать под оборудованием стационарного рабочего места, в законодательстве ничего не сказано. Суды считают, что под этим подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения работника на стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).
НДФЛ с индексации
Вопрос о том, нужно ли начислять НДФЛ на суммы индексации доходов, выплачиваемых организацией физлицу по решению суда, зависит от того, облагаются эти доходы налогом или нет. Суд, рассмотревший спор о взыскании с организации в пользу физлица долга, может по заявлению одной из сторон дела произвести индексацию взысканных денежных сумм на день исполнения соответствующего решения (п. 1 ст. 208 ГПК РФ). Минфин России в письме от 22.03.2018 № 03-04-05/18136 разъяснил, что если по решению суда физлицу были выплачены доходы, освобождаемые от НДФЛ, то суммы индексации указанных доходов не подлежат налогообложению. А вот суммы индексации доходов, облагаемых НДФЛ, также подлежат налогообложению.
При этом специалисты Минфина России обратили внимание на то, что сумма пеней (неустойки), выплаченная физлицу, отвечает признакам экономической выгоды и, соответственно, является облагаемым НДФЛ доходом.
Переплата НДФЛ: как вернуть?
Финансисты считают, что организация — налоговый агент не может произвести зачет ошибочно перечисленной суммы по реквизитам для НДФЛ в счет уплаты иных налогов (письмо от 22.01.2018 № 03-02-07/1/3224).
Порядок зачета переплаты по налогу в счет предстоящих платежей по другим налогам установлен в ст. 78 НК РФ. Минфин России указал, что эта норма не предусматривает зачет сумм излишне удержанных организацией — налоговым агентом у физлиц налогов в счет исполнения обязательств по уплате налогов, возникающих у этой организации в качестве налогоплательщика. Если компания ошибочно перечислила в бюджет денежные средства по реквизитам для НДФЛ, она может обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты.
В то же время у налогового агента есть возможность зачесть ошибочно перечисленные суммы в счет предстоящих платежей по НДФЛ. В этом случае необходимо подтвердить факты ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ и излишнего удержания и перечисления НДФЛ. Это делается на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов.
Курортный сбор налогами не облагается
Федеральным законом от 29.07.2017 № 214-ФЗ на территориях Республики Крым, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского края с 1 мая 2018 г. региональным властям разрешено вводить курортный сбор. Его платят совершеннолетние отдыхающие лица, проживающие в гостиницах и иных объектах размещения более 24 часов. Собирают и перечисляют в бюджет курортный сбор организации или ИП, занимающиеся оказанием гостиничных услуг и размещением отдыхающих. Они признаются операторами курортного сбора.
Специалисты ФНС России в письме от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@ разъяснили, что сумма курортного сбора, полученная от отдыхающих, не образует у оператора экономической выгоды. В связи с этим исполнение им обязанностей по сбору и перечислению в бюджет сумм курортного сбора не приводит к возникновению объекта налогообложения по налогу на прибыль (НДФЛ, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН).
Сумма курортного сбора в стоимость проживания не входит. Следовательно, его уплата не связана с расчетами за проживание. Исходя из этого, налоговики указали, что суммы курортного сбора оператор в налоговую базу по НДС не включает.
Налоговая служба поручила региональным управлениям ФНС России довести эту информацию до нижестоящих налоговых органов.
Деятельности нет, а отчетность есть
Специалисты ФНС России в письме от 02.04.2018 № ГД-4-11/6190@ указали, что отсутствие у компании деятельности в течение расчетного (отчетного) периода не влияет на обязанность по сдаче расчета по страховым взносам.
Обязанность компаний представлять в налоговые органы не позднее ¬30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, расчет по страховым взносам установлена в п. 7 ст. 431 НК РФ. Налоговики отметили, что НК РФ не предусматривает освобождение от исполнения указанной обязанности в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.
Если в течение расчетного (отчетного) периода у компании отсутствуют выплаты в пользу физических лиц, она должна сдать в налоговый орган в установленный срок расчет с нулевыми показателями.
Порядок заполнения расчета утвержден приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. В нем сказано, что вне зависимости от осуществляемой деятельности обязательными для заполнения всеми плательщиками страховых взносов являются: титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 раздела 1, приложение 2 к разделу 1 и раздел 3. При этом если какой-либо показатель отсутствует, то в количественных и суммовых показателях проставляется ноль, а в остальных случаях — прочерк.
2-НДФЛ при изменении персональных данных работников
ФНС России в письме от 27.03.2018 № ГД-4-11/5667@ рассказала, как заполняется корректирующая справка 2-НДФЛ за прошлый налоговый период, если у работника изменились персональные данные.
Форма справки 2-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@. Данный документ в этом году был скорректирован приказом ФНС России от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19@. Обновленная форма справки 2-НДФЛ может применяться и по доходам физических лиц за 2017 г.
При представлении корректирующей справки 2-НДФЛ должна применяться та же форма, которая действовала в период сдачи первичной справки. Допустим, компания сдала справку 2-НДФЛ по доходам работника за 2016 г. Из-за обнаруженной ошибки потребовалось внести в эту справку изменения. Но за время, прошедшее с момента сдачи справки, у работника поменялись фамилия и адрес. Возникает вопрос: какие ФИО
и адрес нужно указать в корректирующей справке за 2016 г. — те, которые были у работника в 2016 г., или измененные данные?
ФНС России указала, что персональные данные работника вносятся в справку 2-НДФЛ на основании документа, удостоверяющего личность. Поэтому, если эти данные изменились, в корректирующей справке за прошедший налоговый период нужно указать изменившиеся персональные данные работника. Налоговики также отметили, что при выдаче работнику на основании его заявления справки за прошедший налоговый период в ней тоже указываются измененные данные работника.
Налоговики рассказали о tax free
ФНС России проинформировала о начале работы системы tax free в тестовом режиме.
Сообщается, что пока проект запущен в Москве, Санкт-Петербурге, Красногорске и Сочи. До конца года система заработает по всей стране.
Напомним, что система tax free — это система возврата НДС, которая действует для нерезидентов страны при вывозе ими приобретенных в России товаров. Вернуть часть уплаченного при покупках НДС смогут граждане государств, не входящих в Евразийский экономический союз (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Сумма покупки должна составлять не менее 10 000 руб. с учетом налога.
Система действует следующим образом: при покупке иностранцу необходимо будет получить документ — чек tax free; впоследствии чек, сам товар, а также паспорт нужно будет предоставить в аэропорту сотрудникам таможенных органов; по итогам проверки таможенники поставят соответствующую отметку; деньги можно будет получить наличными сразу или в течение года на расчетный счет или банковскую карту через оператора tax free или напрямую от магазина; предоставлять данные в налоговую службу будет сам оператор и магазин уже без участия туриста.
Налоговики сообщили, что участники проекта, чтобы помочь туристам, должны подготовить информационные буклеты о системе tax free для покупателей на трех языках — русском, английском и китайском.
Магазины, чтобы участвовать в системе tax free, должны быть включены в утвержденный Минпромторгом России перечень. Министерство уже принимает заявки от магазинов на участие в проекте с конца марта. При этом законом определен перечень товаров, на которые tax free не распространяется, — речь пока идет только о подакцизных товарах.
(Информация ФНС России)