[+] Взаимозависимость участников спорных правоотношений без предоставления убедительных доказательств совершения ими действий с целью учета операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом не свидетельствует о получении предпринимателем необоснованной налоговой выгоды
(Постановление АС Дальневосточного округа от 29.03.2018 № Ф03-644/2018)
Индивидуальный предприниматель на УСН сдал в аренду здание обществу, в котором он является руководителем. Общество произвело в этом здании ремонтные работы и учло затраты для целей налогообложения прибыли. Налоговая инспекция посчитала, что ремонтные работы, выполненные обществом, считаются безвозмездно полученными предпринимателем, поскольку получение результата таких работ не связано с возникновением у него обязанности передать обществу имущество (имущественные права) либо выполнить для него работы, оказать услуги.
Кроме того, по мнению налоговиков, договор аренды недвижимого имущества содержит элементы двух различных договоров: договора аренды и договора подряда. В связи с этим в рассматриваемом случае имела место безвозмездная реализация ремонтных работ, которая в данном случае свидетельствует о получении налогоплательщиком экономической выгоды.
Предприниматель был привлечен к ответственности с доначислением налога в рамках УСН и пеней.
Не согласившись с решением инспекции, он обратился в суд.
Суды трех инстанций удовлетворили требования предпринимателя. Они указали следующее.
Несение обществом расходов на содержание арендованного имущества и поддержание его в исправном состоянии, включая осуществление капитального и текущего ремонта, является исполнением арендатором обязательств, предусмотренных ст. 616 ГК РФ и договором аренды. Выполнение данных обязанностей необходимо для нормальной эксплуатации обществом арендуемого имущества и не свидетельствует о совершении действий в интересах собственника имущества.
Сам по себе факт принадлежности здания на праве собственности предпринимателю не может свидетельствовать об осуществлении данных работ исключительно в его интересах, о безвозмездном получении предпринимателем результата этих работ и, соответственно, о наличии оснований для вывода о получении им внереализационного дохода в смысле п. 8 ст. 250 НК РФ.
Судами признаки недобросовестного поведения предпринимателя не выявлены. Установленная инспекцией взаимозависимость участников спорных правоотношений без предоставления убедительных доказательств совершения ими действий с целью учета операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом не свидетельствует о получении предпринимателем необоснованной налоговой выгоды.