Различное оборудование и объекты физических и юридических лиц, именуемые в энергетическом законодательстве энергопринимающими устройствами, для использования по назначению в большинстве случаев нуждаются в электроснабжении. О том, как правильно оформить отношения с электросетевой организацией и какие нюансы следует при этом учитывать, читайте в материале.
Процедура технологического присоединения к электрическим сетям регулируется специальным законодательством, основу которого составляет Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике). Данный закон ввел в сферу энергоснабжения договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (ст. 26 Закона об электроэнергетике).
Пунктом 4 ст. 539 ГК РФ установлен приоритет норм специального энергетического законодательства (в части регулирования отношений в сфере энергоснабжения) перед нормами ГК РФ.
Цитируем документ
Нормы, регламентирующие договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, не включены в раздел IV «Отдельные виды обязательств» Гражданского кодекса, однако эти нормы содержатся в специальных нормативных актах, закрепляющих правила подключения к системам энергоснабжения.
Применительно к энергоснабжению такие нормы содержатся в ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
…
Названные правила, среди прочего, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2551/12 по делу № А56-66569/2010
Соответственно, основным документом, регламентирующим технологическое присоединение, являются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила № 861), которые определяют все нюансы данной процедуры.
Технологическое присоединение
Технологическое присоединение — это комплексная услуга по созданию законной возможности для потребителей получать электроэнергию, оказываемая сетевыми организациями заинтересованным лицам (заявителям). Ее результатом является физическое присоединение энергоустановок заявителей к объектам сетевых организаций.
Технологическому присоединению подлежит принадлежащее потребителям на праве собственности или ином, предусмотренном законом основании, оборудование.
Отметим, что технологическое присоединение осуществляется однократно (ст. 26 Закона об электроэнергетике).
Цитируем документ
Под однократностью технологического присоединения понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. Кроме того, однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения; изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение; реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.
Решение Верховного суда РФ от 03.07.2015 № АКПИ15-499
Таким образом, законное технологическое присоединение следует судьбе объекта и неотъемлемо от него.
Повторное технологическое присоединение потребуется в случаях:
-
увеличения мощности;
-
изменения схемы электроснабжения.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике договор технологического присоединения является публичным. А в соответствии с п. 6 Правил № 861 заключение договора технологического присоединения является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Закон, устанавливая обязательность заключения такого договора для сетевых организаций, предъявляет к лицам, желающим его заключить, определенные требования: в соответствии с п. 3 Правил № 861 технологическое присоединение должно быть выполнено сетевой организацией в отношении любого лица при условии выполнения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности.
Техническая возможность
Техническая возможность для присоединения к электросетям имеется, если:
-
сохраняются условия электроснабжения для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
-
отсутствуют ограничения на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
-
отсутствует необходимость реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
Несоблюдение любого из приведеннных критериев означает отсутствие технической возможности.
Между тем указанные критерии можно назвать неконкретными. Что считать наличием или отсутствием технической возможности, очевидно не во всех случаях. Поэтому заявителям предоставлено право обратиться в Ростехнадзор для проверки обоснованности отказа сетевой организации по мотиву отсутствия технической возможности (п. 31 Правил № 861).
Для отдельных категорий заявителей независимо от технической возможности сетевая организация обязана в отношении одного источника энергоснабжения осуществить технологическое присоединение:
-
физических лиц, максимальная мощность оборудования которых не выше 15 кВт, для личных нужд;
-
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, максимальная мощность оборудования которых не выше 150 кВт.
Для заявителей, в отношении которых было установлено объективное отсутствие технической возможности, технологическое присоединение возможно на основании индивидуальных проекта и размера платы, что обусловлено необходимостью дополнительных мероприятий: разработки отдельного проекта, строительства или реконструкции объектов энергосетевого хозяйства и т.п.
Отметим, что технологическое присоединение осуществляется электросетевыми организациями, которые имеют региональную структуру формирования (как правило, по субъектам Российской Федерации: областные, краевые и т.п.).
Содержание технологического присоединения
Технологическое присоединение включает следующие этапы:
-
подача заявки;
-
заключение договора по установленной форме (неотъемлемой частью которого являются технические условия);
-
выполнение сторонами договора своих обязательств;
-
получение разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию оборудования;
-
фактическое присоединение оборудования к электросетям;
-
фактическая подача напряжения и мощности;
-
составление актов о технологическом присоединении, о разграничении балансовой принадлежности, об эксплуатационной ответственности.
Подача заявки
Каждая сетевая организация осуществляет технологическое присоединение оборудования обратившихся к ней лиц на определенной территории — в зоне своей эксплуатационной ответственности, которая определяется местом расположения ее энергосетевых объектов.
В связи с этим заявитель должен обратиться с заявкой в ту сетевую организацию, энергосетевые объекты которой (опора линий электропередачи, кабельная линия), с необходимым классом напряжения, располагаются на наименьшем расстоянии по прямой линии до границ участка заявителя.
Если на расстоянии менее 300 м от границ участка находятся объекты нескольких сетевых организаций, заявитель вправе выбрать, с какой заключать договор.
Также заявитель может направить запрос в орган местного самоуправления, на территории которого расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства, принадлежность которых необходимо определить, а орган местного самоуправления обязан предоставить заявителю информацию об их принадлежности в течение 15 дней.
В заявке указываются:
-
информация о заявителе (наименование/ФИО);
-
сведения об оборудовании (наименование и место нахождения, максимальная мощность и технические характеристики, количество точек присоединения; категория надежности; характер нагрузки и др.).
Заявка подается по почте в двух экземплярах письмом с описью вложения либо лично или через уполномоченного представителя. Льготные категории заявителей имеют право подать заявку по электронной почте на официальный сайт выбранной сетевой организации.
Требовать от заявителя дополнительные документы запрещено.
Заключение договора технологического присоединения
Получив заявку, сетевая организация должна в течение 30 дней рассмотреть и при положительном решении направить заявителю подписанный со своей стороны проект договора в двух экземплярах, с приложенными к нему Техническими условиями (ТУ) либо направить мотивированный отказ. Договор считается заключенным с даты поступления в сетевую организацию подписанного заявителем экземпляра договора, содержащего все существенные условия: перечень мероприятий (ТУ), срок договора, ответственность сторон, разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, размер платы и порядок ее внесения.
Технические условия являются неотъемлемой частью договора. В них стороны определяют перечень мероприятий по технологическому присоединению, ответственного за их выполнение, сроки выполнения. Иными словами, у каждой из них в ТУ закрепляется свой перечень обязательств, за исполнение которых другая сторона имеет право потребовать отчет. Как указал АС Уральского округа в постановлении от 02.05.2017 № Ф09-1645/17 по делу № А60-16873/2016, обязательства сторон по договору на технологическое присоединение носят встречный характер, от своевременного выполнения обязательств одной стороной зависит выполнение встречных обязательств другой стороной.
Перечень мероприятий по технологическому присоединению зависит от характеристик оборудования, удаленности, заявленной мощности и других факторов. Установлено правило распределения обязательств, закрепленных в ТУ: мероприятия, которые необходимо выполнить за границами участка заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, выполняет сетевая организация, в границах участка — заявитель. Исключение — подключение оборудования по индивидуальному проекту и с согласия заявителя.
Как правило, в ТУ сетевая организация принимает на себя выполнение следующих мероприятий:
-
спроектировать и укомплектовать распределительные устройства (РУ);
-
построить кабельные линии (КЛ) определенной протяженности и сечения;
-
провести модернизацию электросетевого оборудования и другие.
В Правилах № 861 предусмотрены типовые формы проектов договоров.
Если в процессе выполнения ТУ возникнет необходимость их изменения (ввиду изменения параметров оборудования, отсутствия необходимости выполнения какого-либо мероприятия и т.п.), такие изменения должны быть согласованы сетевой организацией.
Срок действия ТУ — от двух до пяти лет. Сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить их действие в пределах пяти лет. Продление срока действия ТУ влечет продление и самого договора.
Правовая природа договора технологического присоединения
По данному вопросу в судебной практике отсутствует единая позиция. Такой договор относят к:
-
договору возмездного оказания услуг (см. Определение ВС РФ от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу № А40-205546/2016);
-
договору подряда (см. решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2013 по делу № А56-19924/2013);
-
сложному смешанному договору, включающему элементы двух указанных выше договоров (постановление АС Московского округа от 05.04.2017 № Ф05-2403/2017 по делу № А41-49629/16);
-
самостоятельному виду договоров (см. постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2551/12 по делу № А56-66569/2010).
Плата за технологическое присоединение
Услуга технологического присоединения является платной, оплачивается однократно и подлежит государственному регулированию (тарификации).
Цена услуги рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17. В них установлены фиксированные тарифные ставки, а также формулы расчета платы, порядок определения платы при индивидуальном технологическом присоединении.
Для льготной категории заявителей, оборудование которых мощностью до 15 кВт третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка до электрообъекта на уровне напряжения до 20 кВ составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности, размер платы составит всего 550 руб.
В отношении остальных заявителей размер платы устанавливается:
-
в соответствии с формулой, указанной в Методических указаниях;
-
индивидуально при обращении в уполномоченный орган при необходимости выполнения мероприятий по строительству объектов электрохозяйства до устройств заявителя.
Запрещено включать в плату инвестиционную составляющую на расходы по развитию существующей инфраструктуры, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя.
Плата за технологическое присоединение носит компенсационный характер за проведенные мероприятия и зависит от их объема.
Завершение технологического присоединения
По окончании выполнения сторонами своих обязательств, осуществляется проверка исполнения договора, включая осмотр присоединяемого оборудования сотрудником Ростехнадзора при участии сетевой организации и заявителя. По итогу фактического присоединения оформляется акт о технологическом присоединении.
Затем оформляются акты о разграничении балансовой принадлежности и об эксплуатационной ответственности.
На этом процедура технологического присоединения завершается.
После оплаты присоединяемой электрической мощности оформляется разрешение на присоединение мощности, после чего заявитель самостоятельно заключает договор энергоснабжения с энергосбытовой компанией.
Судебные споры
Сложность процедуры технологического присоединения и несовершенство нормативно-правовой базы вызывают судебные споры.
Наиболее частые основания: нарушение сторонами сроков исполнения обязательств по договору, отказ от договора.
Указанная ситуация вскрывает одну из главных проблем — отсутствие прописанного в законе права заявителя на односторонний отказ от договора. Согласно п. 16 Правил № 861 заявитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор лишь в случае нарушения сетевой организацией сроков технологического присоединения. Это ограничивает права заявителей. Возможно, ситуация несколько изменится в связи с принятием Определения от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу № А40-205546/2016, в котором Верховный суд РФ указал, что отсутствие в договоре техприсоединения и специальных нормативных актах указания на возможность немотивированного одностороннего отказа от исполнения договора не означает, что такого права у заказчика нет.
Между тем в законе право заявителя на односторонний отказ так и не появилось.
Ввиду достаточно жестких сроков выполнения ТУ, а также, нередко, невыполнимости некоторых условий ТУ, которые составляются сетевыми организациями, часто без учета мнения заявителей, положение последних заведомо неравное с сетевыми организациями. Данный вывод подтверждается в постановлении АС Московского округа от 16.08.2017 № Ф05-10855/2017 по делу № А41-84879/2016, в рассмотрении которого принимал участие автор статьи.
В части довода о резком ухудшении финансового состояния стороны договора как основании освобождения от ответственности за нарушение сроков Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.11.2010 № 9600/10 по делу № А17-1960/2009 указал, что данное основание не относится к обстоятельствам, возникновение которых нельзя предвидеть.
Также нередки случаи необоснованных требований сетевых организаций о понуждении заявителей через суд к исполнению договора и взыскании неустойки за просрочку. Сложившаяся судебная практика указывает, что для взыскания неустойки сетевая организация должна доказать надлежащее и полное выполнение своих обязательств (см. постановления АС Московского округа от 05.04.2017 № Ф05-2403/2017 по делу № А41-49629/16, Западно-Сибирского округа от 12.04.2018 № Ф04-844/2018 по делу № А27-15918/2017).Учитывая изложенное, автор рекомендует заявителям внимательно анализировать перечень мероприятий, которые им придется выполнить по условиям договора (ТУ). При отсутствии необходимости в некоторых из них, их невыполнимости необходимо требовать их исключения, в том числе на основании заключения специалиста.