В последние годы в российской экономике постепенно растет доля компаний, которые отмечают слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие, подчеркивается в специальном исследовании Аналитического центра при Правительстве РФ. Снижение числа конкурентов российский бизнес связывает в первую очередь с антиконкурентными действиями органов власти и давлением со стороны госаппарата.
В течение последних четырех лет постепенно растет доля тех компаний, которые испытывают слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие. Если в 2015 г. доля таких респондентов составила 21%, то в 2018 г. она равнялась 27%.
Продолжает снижаться оценка бизнесом интенсивности конкуренции на российских рынках. Доля участников опроса, указавших на наличие высокой или очень высокой конкуренции, в 2018 г. составила 46% (годом ранее — 48%, в 2015 г. — 53%).
Одновременно снижалась доля руководителей предприятий, которые отмечали увеличение числа конкурентов (в 2018 г. — 48% опрошенных топ-менеджеров, в 2015 г. — 58%).
Сокращение числа конкурентов российский бизнес связывает в первую очередь с антиконкурентными действиями органов власти и давлением со стороны государственного аппарата. На это указали 49% респондентов, отметивших снижение количества конкурентов. Этот фактор традиционно уже несколько лет подряд является лидирующим по данным исследований Аналитического центра.
Второй по важности причиной ухода компаний с рынка стали изменения нормативно-правовой базы (42%). При этом значимость данных факторов для бизнеса растет: в 2017 г. на антиконкурентные действия органов власти указали 40% респондентов, на изменения нормативно-правовой базы — 37%.
Более того, опрос представителей бизнеса показал, что 40% респондентов считают, что органы власти только мешают бизнесу своими действиями и инициативами, что сопоставимо с результатами за 2017 г. Менее четверти (21%) участников опроса высказались неоднозначно по данному вопросу, отметив, что органы власти отчасти мешают, отчасти помогают бизнесу. Лишь 4% заявили, что действия органов власти оказывают положительное влияние на российский бизнес (что, впрочем, вдвое больше показателя 2017 г.).
Пятая часть опрошенных предпринимателей указала на то, что органы власти бездействуют, но их вмешательство необходимо. Наиболее часто об этом заявляли представители крупных предприятий (23%) и бизнеса с оборотом от 400 млн до 800 млн руб. (23%).
Почти треть (32%) респондентов признают полезность конкуренции для стимулирования развития и расширения бизнеса (выхода на новые географические или продуктовые рынки, осуществления инвестиций в инновации, модернизацию). Существенная часть (36%) респондентов отмечают неоднозначность конкуренции для развития бизнеса: иногда она полезна, иногда нет. Вместе с тем 28% участников опроса все же считают, что конкуренция не оказывает положительного влияния на бизнес.
В качестве ключевых факторов конкурентоспособности производимых товаров, работ и услуг представители российского бизнеса указали низкую цену (39%), высокое качество (22%) и доверительные отношения с клиентами (16%).
Для представителей сектора транспортного машиностроения (50%) и химической промышленности (40%) существенной оказалась уникальность их продукции. Важность ее уникальности чаще всего отмечали предприниматели, реализующие свои товары на рынках стран дальнего зарубежья (33%).
Снижение затрат на производство и реализацию продукции и услуг традиционно является наиболее популярным способом повышения конкурентоспособности реализуемых российским бизнесом товаров, работ и услуг: 62% респондентов указали на его использование в течение последних трех лет. Однако по сравнению с прошлым годом значение этого показателя уменьшилось (в 2017 г. оно составляло 68%).
Для представителей сельского хозяйства, сферы торговли, финансовых услуг и деревообрабатывающей промышленности распространенным способом повышения конкурентоспособности является применение новых методов продвижения продукции.
Практически все опрошенные руководители компаний сектора транспортного машиностроения приобретали машины и технологическое оборудование. Предприниматели сектора производства и распределения электроэнергии, газа, воды покупали новые технологии, лицензии и ноу-хау, 65% производителей машин и оборудования проводили собственные НИОКР.
Только 4% компаний, представители которых участвовали в опросе, не предпринимали никаких действий для повышения конкурентоспособности их продукции. Подавляющая часть (96%) опрошенных предприятий в течение последних трех лет использовала как минимум один способ повышения конкурентоспособности продукции, 77% — два метода ее повышения.