В Петербурге новый руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин призывал не бояться влезать в долги ради улучшения образования и здравоохранения. Новый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов возражал своему бывшему шефу его же прежними формулировками.
Прежде, когда А. Кудрин был министром финансов, он обычно спорил с Германом Грефом (министром экономики, потом — главой Сбера). Причем Г. Греф говорил про то, что не стоит жадничать на человеческий капитал, а А. Кудрин выступал в роли строгого бухгалтера. Теперь все ровно наоборот. А. Кудрин стал как бы реформатором, его место защитника казны занял А. Силуанов, а Г. Греф вообще мало говорил.
А. Кудрин (как передало из Питера радио «Бизнес ФМ»), говорил о том, что в той бюджетной модели, которая есть сейчас, темпов роста, которые провозгласил президент в своем Послании, нам не добиться, поэтому нужна более мягкая бюджетная политика. Надо смелее брать в долг и расходовать эти средства не только на какие-то крупные инфраструктурные проекты, но увеличивать расходы на образование, медицину.
Вот что ответил А. Силуанов (цитата по «Бизнес ФМ»): «Алексей Леонидович, вы, когда были министром финансов, активно сокращали долг. И это действительно наше преимущество, и сейчас хотим не растерять его. Мне кажется, сейчас использовать долг в качестве источника для дополнительных расходов... Если уж занимать, то только на инвестиции, такое бюджетное золотое правило есть. Я думаю, если встать на позицию Министерства финансов, конечно, ваш такой оптимизм или размах был бы немножко поскромнее, поконсервативнее».
А. Кудрин сказал на это, что «в рамках этих золотых бюджетных правил мы нашу эту блестящую макроэкономическую стабильность, за которую глава МВФ Кристин Лагард так хвалила российские финансовые власти, не превратим в темпы роста… Когда мы сокращали госдолг, была соответствующая логика. Когда цена на нефть доходила до 110 долл., а в 2008 г. до 140 долл., то, конечно, правильнее было дополнительные ресурсы потратить на снижение долга. Сегодня я бы видел несколько более мягкий подход к долгу».
А. Силуанов: «Сегодня вы бы его наращивали?»
А. Кудрин: «Сегодня бы — конечно, в любом случае он может чуть-чуть подрасти, он и рос последние несколько лет. Когда я уходил, долг был около 8% ВВП, сегодня — 13%. Он может сейчас еще подрасти, в ближайшие шесть лет, я считаю, вполне на 5—7% — это ресурс роста. Чтобы Россия осталась в числе шести ведущих стран мира, России нужно расти 3,5% ВВП, по данным РАНХиГС. А чтобы выйти на пятое место, нужно расти больше 6%. Сегодня никто не говорит, как мы добьемся каждой этой одной десятой или одного этого процента роста, хотя такие цели амбициозные поставлены».
А. Кудрина никто не поддержал.