Персональные данные: сегодня — капитал, завтра, вероятно, товар

| статьи | печать

Большинство россиян, показало новое исследование компании PwC, являясь для бизнеса потребителями, клиентами, понимают, что их персональные данные — это капитал и (для начала…) желают надежной их защиты в виртуальном пространстве.

Подготовивший по данным исследования PwC отчет руководитель направления по развитию технологий PwC в России Тим Клау так подчеркнул особенность проведенного опроса: «Как правило, в рамках исследований, посвященных вопросам кибербезопасности и конфиденциальности данных, участниками опроса становятся сотрудники компаний, генеральные директора, директора по информационным технологиям и директора по информационной безопасности. Однако сегодня, как никогда ранее, меры по борьбе с киберугрозами и обеспечению защиты персональной информации, принимаемые компаниями и государственными службами, все больше интересуют российского потребителя. Учитывая данную тенденцию, мы решили провести обширное исследование, чтобы лучше понять отношение российского потребителя к вопросам безопасности данных, кибербезопасноcти, конфиденциальности информации, доверия и регулирования».

Из-за обширности документа уделим внимание только нескольким его разделам.

Опасения россиян в отношении утечек данных и кибербезопасности растут, говорится в отчете. 85% опрошенных согласны с тем, что сегодня это один из самых значительных рисков для общества, и 64% полагают, что за последний год число таких инцидентов выросло. При этом 93% считают, что компании уязвимы к кибератакам и утечке данных пользователей.

Хотя в числе наиболее опасных угроз, с которыми в ближайшие десять лет столкнется человечество, в глазах простых россиян оказался терроризм (59% опрошенных), тем не менее почти каждый четвертый (24%) отметил среди глобальных угроз растущий доступ к персональным данным, 28% считают растущую зависимость человека от технологий одной из все более серьезных угроз.

«Обеспокоенность зависимостью от технологий психологически понятна, — считает Т. Клау, — обилие нового неизбежно оборачивается усталостью и растерянностью. Почти 61% опрошенных нами россиян в той или иной степени готовы подтвердить, что у них иногда возникает желание полностью отключиться от интернета и жить в мире без Всемирной паутины и мобильных телефонов. Но они реалисты и понимают, что сегодня это уже невозможно: с этим утверждением согласны 88% опрошенных».

Почти все они понимают, что при пользовании интернетом компании собирают о них те или иные данные (лишь 2,3% ответили, что о них не собирается никакая информация).

Причем многие россияне уверены, что в интернете о них собирают информацию, которой они не готовы с такой уж легкостью делиться (см. таблицу). Причем речь тут идет не только о строго конфиденциальной информации, такой как пароли или номер банковской карты, но и о таких сведениях, как, например, список посещенных сайтов. Половина опрошенных россиян признались в беспокойстве в той или иной степени тем, что компании отслеживают их покупки и пользовательские привычки.

Лишь 3% опрошенных уверены, что полностью контролируют объем персональных данных, которые компании собирают о них, тогда как 88% убеждены, что не имеют полного контроля над процессом сбора их персональных данных. И поскольку они не видят способов повлиять на данную тенденцию, растет уровень неуверенности, которая в свою очередь порождает чувство угрозы. Поэтому компаниям, считает автор отчета, необходимо понять, какое воздействие эта обеспокоенность может оказать на их существующие и новые продукты и бизнес-модели.

Для того чтобы снять эти опасения, говорится в документе, компаниям следует:

1. Прямо объяснять потребителям, какую персональную информацию они собирают и для чего, раскрывать свои процедуры, связанные со сбором и хранением данных.

2. Внедрить процессы и механизмы, которые позволят пользователям контролировать (в том числе и удалять) информацию, собранную о них.

3. Проводить аудит того, какие именно данные собираются в процессе предоставления услуг и как они используются, а также свести к минимуму сбор и использование персональных данных.

Опрос показал, что 76% россиян готовы поделиться своими персональными данными с компанией, которой они доверяют, а 87% связали объем данных, которыми они готовы поделиться, со степенью доверия к компании.

Таким образом, заключает эксперт PwC, проблема не в сборе информации, а в том, как именно компания относится к собранным данным — как защищает их и как использует. Примерно 87% опрошенных указали, что не станут покупать у компании товары и услуги, а также вести с ней дела, если в ней отсутствуют надлежащие механизмы по защите информации. 88% не будут вести дела с компанией, если не верят, что та ответственно подходит к защите конфиденциальных персональных данных своих клиентов.

Вызывает обеспокоенность у россиян и раскрытие их данных третьим лицам. 73% опрошенных сказали, что если компания без их согласия передаст третьим лицам конфиденциальную информацию о них, то они прекратят взаимодействие с ней.

Приблизительно 60% потребителей не станут больше иметь дело с компанией, если узнают, что была похищена их собственная конфиденциальная информация. Тех, кто прекратит отношения с компанией, если взломщики похитят только общую информацию о них, окажется уже меньше половины (41%), как и в том случае, если будет похищена информация о ком-то другом (36%).

Учитывая, что 85% опрошенных согласны с утверждением, что риски, связанные с кибербезопасностью и защитой персональных данных, входят в число самых серьезных угроз, с которыми сталкивается общество, компании просто обязаны демонстрировать существующим и потенциальным клиентам, что у них есть надежные системы информационной безопасности, справедливо указывается в отчете.

В то же время компаниям необходимо демонстрировать своим клиентам, что принимаемые ими меры в сфере информационной безопасности являются эффективными. Кибератаки нужно предотвращать, но, если инцидент все-таки произошел, вернуть доверие потребителей поможет способность восстанавливать утраченные данные эффективно и ничего не скрывая.

Опрос также показывает, что большинство россиян прагматично относятся к своим персональным данным. Прагматичность прослеживается по их пониманию роли данных в современной экономике. «Классическая формула капитала, выведенная еще Карлом Марксом, „деньги — товар — деньги“, по сути, трансформировалась в „деньги — услуга — данные — деньги“», — считает Т. Клау.

И в целом россияне понимают суть современных экономических отношений: 78% согласны, что компании собирают данные о пользователях для того, чтобы извлечь больше прибыли.

Россияне разделяют отношение к их собственным персональным данным как к капиталу. Например, в качестве положительного примера защиты пользовательских данных они предлагают взять опыт банков — 93% полностью или частично согласны с тем, что их персональные данные должны защищаться так же, как защищается их финансовая информация.

«Мы считаем, что результаты нашего опроса отражают психологическую готовность российских потребителей сделать следующий шаг и отнестись к своим персональным данным как к товару», — говорит эксперт PwC.

Так, самым популярным ответом на вопрос о том, как компания, допустившая утечку данных, может вернуть доверие респондента, был ответ: «Выплатить компенсацию клиентам, ставшим жертвами утечки информации». Этот ответ выбрали 47% россиян. И наоборот, две третьих россиян готовы платить компаниям за большую сохранность своих данных.

По оценке PwC, в 2018 г. мировая выручка от употребления пользовательских данных достигнет 300 млрд долл. И раздражение потребителей зачастую вызвано ощущением, что баланс негласного договора нарушен и компании несправедливо наживаются на их данных, оставляя самих пользователей ни с чем. Возможно, полагает автор отчета, самый простой способ для компании снять подобные опасения — начать делиться с потребителями доходами от использования их данных.

Уже существуют и стартапы, разрабатывающие системы на базе блокчейн, которые позволили бы потребителям не только контролировать использование своих персональных данных, но и получать от компаний часть их дохода от правомерного использования этих данных.

«Мы абсолютно уверены в том, что появление подобных проектов в России не за горами, и рекомендуем компаниям следить за их развитием, а может быть, и самим начинать разработку. Скорее всего, рано или поздно компаниям придется признать, что данные потребителей — это товар, который принадлежит им самим», — говорится в отчете PwC.

Какой информацией россияне не готовы делиться с компаниями

О чем информация

% респондентов

Пароли входа в различные системы/сайты/социальные сети

88

Номер кредитной карты

76

Данные друга (имя, домашний адрес, эл. почта, номер телефона)

70

Номер СНИЛС или паспортные данные

58

Имена ближайших родственников (супруги, дети и т.д.)

51

Размер заработной платы

46

Домашний адрес

45

Перечень заболеваний

41

Фотографии

36

Результаты успеваемости (ваши, ваших детей/внуков)

36

Источник: PwC