Доходы федерального бюджета за I квартал нынешнего года увеличились на 441,9 млрд руб. по сравнению с январем — мартом 2017 г. Вкупе со снижением расходов на 154,5 млрд руб. это привело к профициту главного финансового плана страны в размере 1,8% ВВП. Можно было бы порадоваться забытому за последние годы профициту бюджета, однако его источником стали исключительно выросшие цены на нефть.
По оперативным данным Казначейства РФ, за I квартал 2018 г. доходы федерального бюджета выросли на 0,5 п.п. ВВП, или на 441,9 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Это обусловлено ростом нефтегазовых поступлений на 341,8 млрд руб., или на 0,9 п.п. ВВП, вследствие повышения цены на нефть марки Urals с 52 до 65 долл. за баррель, — подчеркивает эксперт лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Татьяна Тищенко. — Нефтегазовые доходы, полученные в I квартале 2018 г., составили 33,9% от прогнозируемого годового объема».
Дополнительные нефтегазовые доходы за январь — март 2018 г., рассчитанные как разница между фактическим поступлением и расчетным на основе базовой цены на нефть, равнялись 734,8 млрд руб.
Более скромную динамику продемонстрировали ненефтегазовые доходы. По сравнению с январем — мартом 2017 г. в долях ВВП она была отрицательной: доходы сократились с 10,3 до 9,9% ВВП при росте в номинальном выражении на 100,1 млрд руб. (кассовое исполнение — 22,7% от прогнозируемого годового объема).
В результате в структуре доходов федерального бюджета, по расчетам ученых РАНХиГС, произошли изменения в сторону увеличения нефтегазовой компоненты с 41,8% за I квартал 2017 г. до 45,6% за январь — март текущего года.
Налоговые доходы в целом за три месяца 2018 г. выросли на 0,7 п.п. ВВП, или на 458,2 млрд руб. относительно I квартала предыдущего года. Наибольший рост поступлений отмечается по НДПИ — на 0,7 п.п. ВВП. Поступления внутреннего и импортного НДС также увеличились относительно I квартала 2017 г. на 0,1 и 0,2 п.п. ВВП соответственно. Доходы по налогу на прибыль тоже выросли на 0,2 п.п. валового продукта. Поступления от внешнеэкономической деятельности увеличились на 0,1 п.п. ВВП.
На этом фоне существенно сократились в I квартале 2018 г. поступления акцизов на отечественные товары — на 0,6 п.п. ВВП, или на 114,3 млрд руб. Основной причиной стало снижение поступлений акцизов на табачную продукцию на 127,2 млрд руб. По импортным акцизам динамика не изменилась.
Динамика кассового исполнения федерального бюджета за I квартал 2018 г. по основным налоговым поступлениям (за исключением акцизов) позитивна. Исполнение бюджета составило: по налогу на прибыль — 25,8%, по внутреннему и импортному НДС — 28,7 и 22,1% соответственно, по вывозным таможенным пошлинам — 24,1%, по внутренним и импортным акцизам — 16,5 и 18,2% от прогнозируемых годовых объемов.
Социальные и военные расходы в минусе, здравоохранение и образование в плюсе
Расходы федерального бюджета за I квартал 2018 г. сократились относительно января — марта предыдущего года как в номинальном выражении (на 154,5 млрд руб.), так и в долях валового продукта (на 2,2 п.п. — до 16,4% ВВП) за счет снижения непроцентных расходов.
Больше всего просело финансирование по разделу «Социальная политика» (на 2,2 п.п. ВВП, или на 368 млрд руб.), а также по статье «Пенсионное обеспечение» (на 419,8 млрд руб.). Вместе с тем эксперты РАНХиГС замечают, что снижение расходов федерального бюджета на пенсионное обеспечение связано с ростом собственных доходов ПФР, в том числе по страховым взносам на 123,9 млрд руб., и сокращением объемов межбюджетных трансфертов на 340 млрд руб.
«Динамика расходования бюджетных средств за I квартал 2018 г. согласуется с приоритетами бюджетной политики в части увеличения финансирования по производительным статьям на здравоохранение и образование (рост на 0,1 п.п. ВВП) при сдерживании расходов на оборону (сокращение на 0,1 п.п. ВВП) и правоохранительную деятельность», — отмечает Т. Тищенко.
Увеличение финансирования по разделу «Общегосударственные вопросы» на 0,2 п.п. ВВП, или на 48,2 млрд руб., вызвано ростом расходов на фундаментальные и прикладные исследования (на 16,6 млрд руб.), проведение выборов (на 12,9 млрд руб.), международное сотрудничество (на 5,2 млрд руб.), на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и подразделений финансового надзора (на 5,2 млрд руб.).
По остальным разделам расходной части федерального бюджета бюджетные ассигнования за I квартал 2018 г. изменились в пределах 0,1 п.п. ВВП или сохранились на уровне соответствующего периода 2017 г.
Динамика кассового исполнения расходов федерального бюджета по итогам I квартала 2018 г. составила около 21,5%, что на 1,7 п.п. ниже уровня освоения бюджетных лимитов за соответствующий период 2017 г. Наиболее интенсивно в январе — марте текущего года расходовались средства федерального бюджета по статьям «Кинематография» (62,8%) и «Миграционная политика» (56,6%).
Существенное отставание по кассовому исполнению федерального бюджета отмечается по статьям «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности» (1,5%), «Мобилизационная подготовка экономики» (1,7%) и «Дошкольное образование» (2,5%).
Фонд национального благосостояния начал расти
По движению денежных средств федерального бюджета, учитываемых в качестве источников покрытия его потенциального дефицита, за период январь — март 2018 г. наблюдалась следующая динамика.
Объем размещения ценных бумаг на внутреннем рынке составил 472,3 млрд руб., или 32,6% от годовых объемов, размер погашения равнялся 461,4 млрд руб., или 73,1% от утвержденного годового объема. В то же время объем размещения государственных ценных бумаг на внешнем рынке составил 229,6 млрд руб. при размере погашения 175,5 млрд руб.
Бюджетные кредиты в I квартале не предоставлялись, а возврат бюджетных кредитов составил всего 3,2% от установленного годового объема в размере 39,6 млрд руб. Объем бюджетных кредитов, предоставленных на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ, составил 186,5 млрд руб., возврат ранее выданных кредитов региональным бюджетам равнялся 42,9 млрд руб.
Размер государственного внутреннего долга по итогам января — марта текущего года сократился на 13,9 млрд руб. и на 1 апреля 2018 г. равнялся 8675,7 млрд руб. При этом размер государственного внешнего долга вырос на 1565,9 млн долл. (до 51393,2 млн долл.).
Фонд национального благосостояния за январь — март 2018 г. увеличился на 19,9 млрд руб. за счет курсовой разницы от переоценки его средств (до 3772,8 млрд руб., или 65,9 млрд долл.).
В целом ученые лаборатории исследования бюджетной политики РАНХиГС позитивно оценивают динамику основных параметров федерального бюджета по итогам I квартала 2018 г. и не видят усиления рисков бюджетной устойчивости.