Из Киева сообщается, что Украина начала процесс взыскания собственности «Газпрома». Это подтверждают в российской монополии.
Украинский «Нафтогаз» нацелился на акции швейцарских компаний, управляющих экспортными трубопроводами России. Речь идет о долях российской корпорации в компаниях Nord Stream и Nord Stream 2. Первая управляет первым «Северным потоком», вторая — строительством второго трубопровода. Основанием для таких действий послужило решение Стокгольмского арбитража, который зимой обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» 2,5 млрд долл.
Российская сторона обжаловала это решение в Швеции. Пока рассмотрение этого обращения не завершится, у нее нельзя забрать акции. Хотя можно заморозить — запретить ими торговать до завершения тяжбы.
Кроме того, 28 мая «Газпром» потребовал полной отмены решения. Корпорация, как сообщают агентства, привлекла некоего всемирно известного эксперта-лингвиста. Он изучил текст стокгольмского вердикта и сделал вывод о том, что его писали не арбитры, а некое иное лицо.
Очевидно сегодня одно — забрать газпромовскую собственность никто не сможет. Прежде та же Швейцария должна понять, имеет ли она право это сделать. В общем, процесс это длительный, и строительству «Северного потока — 2» не помешает. Об этом говорил радио «Бизнес ФМ» старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:
«„Газпром“ не сможет на время, пока акции заморожены, ими распоряжаться. Он не сможет их продавать, если он намеревался это делать, или отдавать их в залог. Тем не менее операционная деятельность швейцарской компании, которая управляет „Северным потоком — 2“, не приостанавливается, то есть компания функционирует в полном объеме, ее операционная деятельность никак не затрагивается. Но на уровне акционеров доля „Газпрома“ в этой компании заморожена».
Тем временем «Газпром» разрывает контракт с Украиной. Арбитраж признал, что Киев не был обязан соблюдать принцип «бери или плати», Москва, по мнению стокгольмского суда, должна была соблюдать принцип «прокачивай или плати». Как объясняют юристы, Европа поставила условие: часть транзита газа должна идти по территории Украины. «Газпром» согласен прокачивать через Украину до 10 млрд кубометров газа в год, то есть примерно в десять раз меньше, чем сейчас. Киев это не устраивает. В общем, придется сторонам как-то договариваться, чего и добивается, видимо, европейское правосудие.