Как автоматизация меняет налоговый контроль? 24 мая эта тема стала предметом дискуссии в рамках открытого заседания рабочей группы ТПП России по управлению налоговыми рисками. В качестве организаторов мероприятия выступили ТПП России и АКГ «Градиент Альфа». В рамках заявленной темы обсуждались, в частности, такие вопросы, как контроль формирования добавленной стоимости в 2018 г., налоговый и банковский контроль НДС, минимизация рисков при автоматизации контроля НДС и ликвидация избыточного контроля.
За круглым столом в Малом зале ТПП России сошлись спикеры АКГ «Градиент Альфа», АО «НТЦ Энергия», ООО «КБ Универсал», АО «ДХЛ Интернешнл», ООО «Солар Секьюрити» и ФНС России.
Открывая заседание, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» и руководитель рабочей группы ТПП России по управлению налоговыми рисками Павел Гагарин отметил, что ФНС России объявила о смене парадигмы, предусматривавшей массовые проверки бизнеса и обязательные доначисления налогов, на профилактический подход, основанный на цифровом налоговом контроле, аналитике и консультациях. «Скрыть доходы в эпоху всеобщей финансовой прозрачности становится все сложнее. Чем больше цифровизации, тем меньше конфиденциальности. И когда Большой Брат смотрит за тобой в онлайн-режиме постоянно, ты фактически живешь в режиме постоянной налоговой проверки», — подчеркнул П. Гагарин.
Ключевым, безусловно, стало выступление начальника Управления камерального контроля ФНС России Александра Егоричева, посвященное контролю формирования добавленной стоимости в 2018 г., изменению законодательства и развитию автоматизированных бизнес-процессов ФНС России. Но и спикерам, которые представляли интересы бизнес-сообщества, тоже было что сказать.
Так, Татьяна Ильинова, руководитель департамента аудита АКГ «Градиент Альфа», и Роман Самилло, заместитель руководителя департамента аудита АКГ «Градиент Альфа», подготовили рекомендации для налогоплательщиков, у которых возникают споры с налоговыми органами по поводу НДС (подробнее об этом чуть позже).
Елена Рязанцева, директор по налогообложению по республикам СНГ «ДХЛ Интернешнл», обратила внимание на огромное количество бумаг, которые налоговики требуют для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС: «Нам рассказывают про цифровизацию, однако объем печатных документов не сокращается». Спикер привела в пример Казахстан, где уже давно все счета-фактуры регистрируются автоматически.
Марина Зайкова, генеральный директор АО «НТЦ Энергия», в своем выступлении констатировала, что в то время как налоговая служба превращается в сервисное учреждение, фискальными органами становятся банки. И привела поучительный пример из практики.
Ольга Вяхорева, генеральный директор «КБ Универсал», подготовила кейс с расчетом налоговой нагрузки по НДС при импорте, рассмотрев несколько вариантов (при переработке импортного сырья, при переработке внутреннего сырья, в том числе не облагаемого НДС).
Елена Иличкина, главный бухгалтер «Солар Секьюрити», рассказала о пяти типичных проблемах, с которыми сталкиваются налогоплательщики. Одна из них — это применяемая ФНС России методика, когда приглашенным на налоговую комиссию налогоплательщикам демонстрируется дерево связей с красными, желтыми и зелеными маркерами на компаниях в зависимости от уровня риска. По ее словам, на таких комиссиях инспекторы в частных беседах рекомендуют доплатить налоги во избежание накапливания проблем и повышения штрафов в будущем. По мнению спикера, сложившаяся практика ставит на грань рентабельности небольшие компании, а кроме того, после посещения комиссий часть контрагентов отказываются работать с «провинившейся» компанией.
Но вернемся к выступлению представителя ФНС России.
Сегодня система управления рисками ФНС России включает общий анализ организации, анализ ее регистрационных данных, налоговой истории, бенефициаров и иные критерии — общим числом 84. На их основе делается оценка каждого налогоплательщика.
Цифры, которые привел А. Егоричев, таковы: налогоплательщики с низким риском составляют 27% от числа всех налогоплательщиков, со средним риском — 68%, с высоким риском — 5%. Общее число плательщиков НДС — 1,8 млн, и они ежегодно подают 9 млн деклараций.
Проверяем собственные риски
По словам А. Егоричева, с сентября 2018 г. налогоплательщики получат возможность увидеть в «Личном кабинете налогоплательщика» риск вероятности блокировки счета за непредставление налоговой отчетности. При оценке риска налоговики будут использовать такие показатели, как общее количество поданных деклараций за три года, количество деклараций, поданных с нарушением срока, за тот же период, а также число случаев нарушения срока, установленного подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ.
Например, если всего было подано 25 деклараций и 18 из них — с нарушением срока, а также четырежды было нарушено последнее основание (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ), вероятность блокировки счета будет высокой.
Налогоплательщик также увидит в личном кабинете число дней, оставшихся до блокировки. Кроме того, ему будут предложены меры по минимизации риска.
Проверяем риски, связанные с контрагентами
Чтобы проверить контрагента, налогоплательщик может воспользоваться общедоступными данными на сайте ФНС России, напомнил А. Егоричев.
Три электронных сервиса ФНС России уже хорошо знакомы налогоплательщикам:
-
«Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» — позволяет получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа;
-
«Проверка корректности заполнения счета-фактуры» — позволяет проверить действительность ИНН/КПП налогоплательщика на дату сделки;
-
«ЕАЭС. Заявление о ввозе товаров» — дает возможность получить информацию о поступлении электронной копии заявления;
-
«Проверка сведений от ФТС России» — это новый сервис, который дает информацию о факте вывоза товара по декларации на товары.
Кроме того, с 1 июня 2018 г. на сайте ФНС России начнется ежегодное опубликование сведений о задолженности, о численности, об уплате налогов и сборов, о нарушении законодательства о налогах и сборах.
Налоговый разрыв
Понятия «налоговый разрыв» в НК РФ нет. Оно упоминается, например, в п. 1.2.15 приказа ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-4/510@ (ред. от 19.09.2017) «О распределении обязанностей между руководителем Федеральной налоговой службы и его заместителями», в письме ФНС России от 30.12.2015 № ЕД-4-15/23207@, но не разъясняется.
В контексте дискуссии, которая шла на заседании рабочей группы ТПП России по управлению налоговыми рисками, под налоговым разрывом подразумевалась транзакция, по которой налогоплательщик получает формальное право на вычет по НДС, но при этом сумма НДС не уплачена одним из контрагентов в цепочке.
А. Егоричев детализировал это понятие. При сопоставлении операций контрагентов на федеральном уровне налоговики выявляют два вида расхождений с условными названиями:
-
«разрыв» — непредставление налоговой декларации контрагентом, представление контрагентом нулевой декларации, отсутствие данной операции в декларации контрагента, значительное искажение данных;
-
«НДС» — в этом случае сумма НДС, принятого к вычету покупателем, превышает сумму НДС, исчисленную продавцом с операции по реализации.
В обоих случаях налогоплательщику направляются требования о представлении пояснений по выявленным расхождениям.
Такие операции налоговики отслеживают с помощью системы АСК «НДС-2».
Судя по данным, которые привел А. Егоричев, эффективность этой системы в части выявления схем получения необоснованной налоговой выгоды по НДС достаточно высока.
Так, в 2015 г. система выявила 9% налоговых разрывов в общем числе операций налогоплательщиков по НДС. При этом было зафиксировано 33 000 фактов нарушения контрольных соотношений. В 2017 г. аналогичные цифры составили соответственно 1% и 10 000 фактов. То есть налогоплательщики отреагировали на работу системы АСК «НДС-2».
Как будет развиваться инструментарий контроля ФНС России?
По словам А. Егоричева, нас ждут как минимум три нововведения: создание системы прослеживаемости товаров, совмещение товарного и денежного потоков и интеграция с маркировкой и онлайн-кассами.
Сразу стоит сказать про ключевые контрольные соотношения по НДС: это соотношения 1,27 и 1,281. Устранить расхождения в этом случае можно только представлением уточненной налоговой декларации по НДС. В отношении налогоплательщиков, которые не исправляют контрольные соотношения, проводятся мероприятия налогового контроля в ходе проверки (ст. 93, 93.1, 86, 90, 92 НК РФ и др.).
Возвращаясь к теме налогового разрыва, стоит отметить выступления Т. Ильиновой и Р. Самилло из АКГ «Градиент Альфа».
Т. Ильинова дала важные рекомендации налогоплательщикам, которым доначисляют налог из-за разрывов по АСК «НДС-2».
Приведем их:
-
расхождения могут быть вызваны разным периодом отражения сделки ее сторонами. Покупатель вправе заявить вычет НДС позже сделки (ст. 172 НК РФ);
-
сам по себе разрыв в операциях контрагентов второго и последующих звеньев не основание для отказа в вычете, поскольку компания в этих сделках не участвовала;
-
покупатель не несет ответственности за действия продавца и не может быть лишен вычета из-за того, что тот не уплатил НДС в бюджет.
Иными словами, сговор между контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды должен быть доказан, одних подозрений для доначисления налога недостаточно. Поэтом лучшие меры с точки зрения спикера — превентивные: не доводить до налоговых споров, а на стадии заключения сделки проверить контрагента.
По мнению Р. Самилло, риску обнаружения разрыва в цепочке поставщиков в системе АСК «НДС-2» можно противопоставить реальность сделки и проявление должной осмотрительности. Обязанность проверять контрагента законодательно не установлена, но сложившаяся судебная практика показывает, что без этого не обойтись. Спикер также отметил, что ст. 54 НК РФ свидетельствует о том, что проявить должную осмотрительность важно не только для определения добросовестности контрагента, но и для подтверждении реальности сделки и наличия деловой цели.
Р. Самилло предложил фиксировать порядок проверки контрагентов в локальных нормативных актах компании. При этом объем собираемой информации о контрагентах может варьироваться в зависимости от категории контрагента и объема операций с ним. Например, если компания выступает покупателем (заказчиком), по сделкам до 100 000 руб., достаточно иметь свидетельства ЕГРЮЛ, ИНН, выписки и подтверждения полномочий руководителя, контактные данные. А по сделкам свыше миллиона рублей нужно помимо всего прочего фиксировать условия сделки, сохранять деловую переписку, способ получения сведений о контрагенте, результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов, наличие сайта, рекламных объявлений, необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
Статья 54.1 НК РФ: что меняется в налоговом контроле
Напомним, что ст. 54.1 НК РФ, регулирующая пределы осуществления прав налоговых органов по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ и действует с 19 августа 2017 г. По сути, ст. 54.1 НК РФ заменила постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — постановление № 53).
С момента вступления ст. 54.1 НК РФ в силу понятия, сформулированные в постановлении № 53, а также в судебной практике, сложившейся до 19 августа 2017 г., при налоговых проверках применяться не должны. Об этом ФНС России сообщила в письмах от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ и от 28.12.2017 № ЕД-4-2/26807.
Как стало ясно из выступления А. Егоричева, вступление в силу новой статьи НК РФ потребовало от налоговых органов пересмотра подходов к налоговому контролю. Созданы новые подразделения по контрольно-аналитической работе, основные задачи которых — профилактика нарушений, установление бенефициаров, сбор доказательств умысла, сбор доказательств неисполнения сделки. Аналитическая схема контрольного блока теперь предусматривает построение взаимосвязей и анализ бизнес-периметра налогоплательщиков (то есть в какой среде он осуществляет деятельность, кто его партнеры и т.п.), систему управления рисками и типизацию схем и форм доказывания.
«Большинство продолжает воспринимать нас как карательный орган, — отметил А. Егоричев. — Неудивительно, ведь до недавних пор мы уделяли мало внимания профилактике. Теперь профилактики в нашей работе становится все больше. Мы уходим от понятия „пришел, доначислил, взыскал — молодец“. Мы переходим на оценку среды. У нас в последнее время наметилась тенденция на снижение количества проверок. Этот инструмент, как и блокировку расчетного счета, мы теперь воспринимаем как крайнюю меру. Если у вас все прозрачно, вы соблюдаете законы и платите налоги, то мы будем делать все, чтобы упростить вам жизнь. Наша цель — сокращение удельного веса разрывов в общем обороте по НДС».
П. Гагарин из АКГ «Градиент Альфа», комментируя выступлению спикера из ФНС России, относящееся к ст. 54.1 НК РФ, отметил, что практика применения этой статьи уже начала формироваться, однако действует и постановление № 53. «Ждем от ФНС уточнений, выработана ли у налоговиков единая позиция, каким инструментом они будут пользоваться в итоге, поскольку сейчас происходит маневрирование между ними. Также бизнес ждет уточнений по поводу разрыва в общем обороте по НДС», — констатировал руководитель рабочей группы ТПП России.
Принять к сведению
Объектами налогового контроля АСК «НДС-2» являются следующие налоговые декларации:
с нарушением контрольных соотношений (1,27, 1,28);
с расхождением по счетам-фактурам;
с сомнительной задолженностью;
участников схем «трехзвенная цепочка»;
выгодоприобретателей, выявленных по результатам мероприятий налогового контроля, от расхождений, «сомнительной задолженности»;
подписанные должностными лицами, дисквалифицированными по решению суда;
подписанные «массовыми подписантами»;
подписанные должностными лицами, отказавшимися от управления юридическими лицами;
с обнулением показателей отчетности (для устранения расхождения);
с применением вычетов по счетам-фактурам до 2015 г.
1 См.письмо ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@ (ред. от 06.04.2017) «О направлении контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость».