Роспотребнадзор, наделенный недавно правом проведения контрольных закупок, скоро получит разъяснения, как эти полномочия применять на практике. Кабинет министров разработал проект соответствующего документа.
В конце апреля текущего года в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) были внесены значительные изменения. Согласно этим изменениям право проводить контрольные закупки, которым ранее были наделены только силовые ведомства, получил Роспотребнадзор. Проводить такой вид госконтроля стало возможным без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но с обязательным уведомлением прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения.
Теперь Правительство РФ разработало проект Правил организации и проведения такого рода контрольных закупок. Проект документа сейчас проходит публичное обсуждение на портале regulation.gov.ru (ID 02/07/06-18/00081313).
Согласно проекту решение о проведении контрольной закупки будет приниматься руководителем территориального подразделения Роспотребнадзора на основании информации о нарушениях законодательства о защите прав потребителей. Добро на контрольную закупку будет дано только в том случае, если внеплановая выездная проверка ожидаемо не позволит установить (или опровергнуть) факт нарушения. Типовая форма приказа о проведении контрольной закупки будет установлена Минэкономразвития России.
В приказе помимо «титульной» информации (ФИО должностного лица, наименование проверяемого юрлица или ИП, адрес места, где проводится контрольное мероприятие, и т.п.) будут указываться основания проведения контрольной закупки, сведения о товарах, подлежащих проверке, способах их покупки и оплаты, сведения о способах фиксации (фото-, видео-, киносъемка и т.д.). Также в приказе должна стоять отметка о согласовании проведения контрольной закупки с прокуратурой.
После завершения контрольной закупки проверяющий извещает о ней проверяемого и передает последнему копию приказа. После чего сотрудник проверяемой организации (или ИП) должен незамедлительно вернуть денежные средства, уплаченные за проверяемый товар (оказанную услугу), а сотрудник Роспотребнадзора — вернуть товар. Исключение составят следующие случаи:
-
если товар, приобретенный контролером, нуждается в исследовании потребительских свойств;
-
если в ходе проверки товар потерял потребительские свойства;
-
если проверяемый в ходе проверочных мероприятий в отношении проведенных работ или оказанных услуг понес дополнительные расходы.
По завершении контрольной закупки, если выявлен факт нарушения требований законодательства о защите прав потребителей и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, составляется соответствующий акт в двух экземплярах, один из которых вручается представителю проверяемого. К акту о проведении контрольной закупки прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки и иные бланки строгой отчетности.
Если при проведении контрольной закупки должностное лицо Роспотребнадзора выявило нарушения, оно вправе организовать проведение внеплановой выездной проверки по тому же основанию, что явилось причиной проведения контрольной закупки (напомним, что если нарушения не выявлены, то проведение внеплановой проверки по тому же основанию закон не допускает). При наличии поводов к возбуждению дела об административном правонарушении сотрудник ведомства принимает меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения обязательных требований, к административной ответственности.
Обжалования результатов проверки в виде контрольной закупки проект правил не предусматривает. Информация о контрольной закупке, вне зависимости от того, принесла она какой-либо результат или нет, заносится в единый реестр проверок.