Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) выпустило обзор ситуации с криптовалютами. В России они пока не опасны и не стали модным товаром.
Волатильность курса криптовалют, по мнению аналитиков АКРА, остается высокой — она сопоставима с динамикой цен на продовольственные товары, наиболее волатильных из сырьевых, что не позволяет использовать криптовалюту в качестве средства платежа. По оценкам агентства, рыночная стоимость криптовалюты, приходящейся на экономику России и находящейся у резидентов, в I квартале 2018 г. составляет 7,5—14 млрд долл., или 1—2% денежной массы. Эти средства сконцентрированы у малого числа владельцев, что нивелирует риски для финансовой системы России. Если бы эти средства распределились среди российского населения так же широко, как, например, иностранные валюты, то волатильность их курса оказывала бы влияние на стабильность российской экономики, считают аналитики.
Криптовалюта — это цифровой финансовый актив, имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных средств. Запись о владении активом, как правило, хранится в распределенном по пользователям реестре (блокчейне). Распределенность хранения и связанность записей реестра призваны повысить стоимость возможного злонамеренного переписывания реестра до экономически невыгодной.
В глобальной финансовой системе криптовалюты пока недостаточно, чтобы она могла выполнять функцию мировых денег. Отношение совокупной капитализации криптовалюты к общемировой денежной массе — всего 0,5%, правда, к долларовой денежной массе — уже 17%. Точно оценить долю криптовалюты в страновом разрезе сложно, признают аналитики АКРА: оценка ограничена непрозрачностью рынка, анонимностью пользователей, а также использованием криптовалюты в трансграничных расчетах.
АКРА указывает на факторы, которые влияют на количество криптовалюты, находящейся у резидентов разных стран. Первый из них — миграция, порождающая нелегальную экономическую деятельность: к примеру, в России, по информации ЦБ, криптовалюта активно используется китайскими бизнесменами, работающими на российских вещевых рынках, для перевода денежных средств в Китай без уплаты соответствующих налогов.
Второй — мобильность капитала и развитие финансового рынка, а также специфика политики центрального банка, стабильность курса национальной валюты, инфляционная динамика и издержки, связанные со сбережениями в иностранной валюте.
Третий — интеллектуальный капитал страны, в том числе уровень жизни и образованности населения, его финансовая грамотность и склонность к осуществлению рисковых операций на рынке.
Четвертый — технологичность экономики и степень развития венчурного инвестирования: готовность страны к инновациям стимулирует использование криптовалюты как новой технологии.
Наконец, пятый — степень жесткости государственного регулирования банковской системы.
АКРА выделяет и факторы, способные стимулировать рост доли криптовалют в экономике России. Первый из них — рост общемировой рыночной капитализации криптовалюты; второй — признание криптовалюты регулятором в качестве единицы расчета в России или других странах; третий — законодательное закрепление либерального регуляторного режима для платежей в криптовалютах.
Сдерживать же рост доли криптовалюты в России и в мире могут следующие факторы, считает АКРА: первый — технологические особенности рынка криптовалюты; второй — ограниченные возможности конкуренции с традиционными валютами из-за необеспеченности криптовалют и наличия во многих странах строгого законодательного регулирования; третий — повышенная уязвимость пользователя криптовалюты перед хакерскими атаками и высокая стоимость защиты от них.
По оценке АКРА, типичная волатильность криптовалют сможет периодически вызывать рост процентной ставки по внутрироссийским заимствованиям на 1%, если криптовалюты в структуре долга резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей достигнет 4 трлн руб. При столь широком распространении криптовалюты ЦБ сможет использовать те же инструменты монетарной политики, что и в отношении иностранной валюты, полагает АКРА: при отсутствии полной прозрачности операций ЦБ будет расценивать криптовалюты как эквивалент наличной иностранной валюты, при возможности отслеживания — как эквивалент безналичной иностранной валюты.
Распространение криптовалют пока не снижает транзакционные издержки в экономике, констатирует АКРА.