Базовая инфляция увеличилась год к году второй месяц подряд, констатирует аналитик «Уралсиба» Алексей Девятов. По данным Росстата, в мае рост потребительских цен остался тем же, что и в апреле, — 0,4% месяц к месяцу, и этот результат в точности совпал и с оценкой «Уралсиба», и с ожиданиями участников рынка (консенсус-прогноз Интерфакса). В прошлом году цены повысились на те же 0,4% за месяц, и годовая инфляция осталась той же, что и в апреле, — 2,4%. Тем не менее базовая инфляция увеличилась до 2% год к году — в апреле было 1,9%.
Рост цен на непродовольственные товары стал основной движущей силой инфляции. В мае цены на продукты питания снизились на 0,1% в месячном выражении — в апреле было 0,4%: упали цены на плодоовощную продукцию. Но заметно прибавили в цене сахар, мясо и птица, а также рыба и хлебобулочные изделия. В секторе непродовольственных товаров в мае цены поднялись на 0,9% в месячном выражении; в апреле рост был меньше, 0,4%.
Опережающий рост цен здесь зафиксирован на бензин, табачные изделия, медикаменты и строительные материалы. Цены на услуги в мае повысились на 0,4% в месячном выражении; в апреле было 0,3%. В секторе услуг быстрее всего дорожали санаторно-оздоровительные услуги и услуги пассажирского транспорта.
Именно бензин и другие виды моторного топлива и внесли значительный вклад в майский рост цен, а это стало следствием роста цен на топливно-энергетические товары на мировых рынках и относительной слабостью рубля. Резкий скачок курса привел к тому, что в апреле цены производителей в обрабатывающей промышленности выросли на 1,8% в месячном выражении; в марте было всего 0,1%. Аналитик Девятов полагает, что в ближайшие несколько месяцев снижение курса рубля может добавить до 1,2 п.п. к текущим значениям годовой инфляции. Не стоит сбрасывать со счетов, по его мнению, и отложенное влияние произошедшего в последние несколько месяцев смягчения политики ЦБ, а также усиление потребительского спроса, вызванное ростом доходов и кредитования населения. А. Девятов ожидает заметного ускорения роста потребительских цен, хотя и допускает, что годовая инфляция может оказаться несколько ниже текущего прогноза банка «Уралсиб» — 4,2%.
Норберт Рюкер, руководитель группы исследований сырьевых рынков банка Julius Baer, пишет, что рост цен на топливо и ослабление валют развивающихся стран (в том числе рубля) усиливают негативный эффект от динамики нефтяных цен. Соглашение стран ОПЕК и не-ОПЕК об ограничении добычи, по его мнению, сделало именно американскую статистику добычи и запасов главным индикатором спроса и предложения на мировом рынке. Запасы вернулись к средним за последние пять лет показателям, а добыча близка к максимумам. По мнению Рюкера, падение добычи в Венесуэле и действие соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК создают искусственный дефицит сырья на рынке.
В четверг цена на нефть стала несколько расти — ее поддержало сокращение экспорта из Венесуэлы: сорт Brent подорожал почти до 76 долл. за баррель; техасская нефть чуть превысила 65,07 долл. за баррель. Венесуэла, пишет агентство Reuters, почти на месяц отстает от графика поставок сырья клиентам: неуклонное снижение добычи и заторы в портах могут вынудить Венесуэлу объявить форс-мажор на контрактные поставки сырья.
Сбербанк в связи с этим напоминает в своем аналитическом комментарии, что США через неофициальные каналы обратились к ОПЕК с просьбой вернуть на рынок примерно 1 млн баррелей в сутки. Просьба американцев обсуждалась на неофициальной встрече министров нефти стран ОПЕК в субботу в Кувейте, и ответ на просьбу был иносказательно дан таким образом: группа договорилась соблюдать интересы потребителей и производителей на здоровых рыночных условиях. В комментарии Сбербанка говорится, что 1 млн баррелей в сутки — максимально допустимый прирост предложения, который участники соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК (об ограничении добычи) могут согласовать 22 июня на заседании в Вене; большинство же аналитиков полагает, что будет согласовано увеличение примерно на 0,5 млн баррелей в сутки. США крайне редко вмешиваются в процесс принятия решений ОПЕК или оказывают на него влияние, констатирует Сбербанк: в последний раз нечто подобное наблюдалось во время заседания ОПЕК в 2000 г.