Создание общего рынка товаров и услуг и формирование равных условий для бизнеса двух стран является важным условием успешного торгово-экономического сотрудничества России и Беларуси. Однако практические результаты интеграционных процессов, по оценке участников заседания Совета министров Союзного государства, остаются пока скромными. В пространство общего рынка по-прежнему не входит целый ряд значимых товаров, а действия некоторых надзорных органов противоречат даже нормам права Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Торгово-экономические отношения России и Беларуси, по словам российского премьера Дмитрия Медведева, находятся в целом на подъеме. «На прошлом заседании Совмина в декабре 2017 г. мы анализировали предварительные данные по итогам прошлого года. И уже тогда выходили на приличные результаты. Сегодня у нас есть окончательная статистика. За прошлый год товарооборот увеличился на 23,5% и составил 32,4 млрд долл. Почти на четверть (на 24% с лишним) выросла и торговля услугами, — отметил г-н Медведев. — В этом году мы не снижаем темпов. Рост взаимной торговли за четыре месяца — порядка 17%».
Из России поставляются, в первую очередь, оборудование, металлы, продовольствие и химия, из Беларуси — продукты питания, сельскохозяйственные товары, транспортные средства и текстиль.
Среди других значимых результатов сотрудничества двух стран глава Кабинета министров РФ назвал тот факт, что четыре из пяти платежей при взаимных расчетах (порядка 83%) в прошлом году были проведены в российских рублях. Это, во-первых, говорит об определенном доверии к российской национальной валюте и, во-вторых, снижает зависимость от внешней конъюнктуры.
Расширяется инвестиционное сотрудничество России и Беларуси. Речь идет, прежде всего, о возведении Белорусской атомной станции мощностью 2400 МВт. В 2020 г. будет введен в эксплуатацию ее первый блок. Кроме того, реализуются и другие проекты, в частности, строительство завода по производству технического углерода, предприятий по выпуску сухих смесей, переработке сои.
Важная деталь: торгово-экономические связи двух стран традиционно имеют широкий региональный охват. Почти каждый российский регион (точнее, 80 из 85) развивает прямые торговые отношения с Беларусью, что создает дополнительные возможности для кооперации.
«Сейчас важно приложить максимум усилий для закрепления тенденции роста взаимного товарооборота», — считает премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.
— В качестве стратегической задачи предлагаю закрепить выход на ранее существовавший уровень товарооборота в объеме свыше 40 млрд долл. Мы это имели совсем недавно, в 2012—2013 гг.».
Инструментами решения указанной задачи, по словам г-на Кобякова, должны стать построение общего рынка, создание равных условий хозяйствования, сохранение потенциала машиностроения, сотрудничество в сфере агропромышленного комплекса и, что особенно важно, устранение действующих барьеров и ограничений во взаимном сотрудничестве.
«Весь этот комплекс вопросов прорабатывался в преддверии нашего заседания в рамках созданных межведомственных отраслевых рабочих групп, однако практические итоги проведенной работы остаются пока достаточно скромными», — прокомментировал сложившуюся ситуацию А. Кобяков.
Решения Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, по словам белорусского премьера, больше напоминают дежурные формулировки, со штатным посылом продолжить работу. «А вместе с тем стратегии и приоритеты инвестиционного и научно-технического развития наших стран занимают центральное и определяющее место в совместном будущем экономическом развитии», — подчеркнул г-н Кобяков.
Еще одним поводом для разногласий между нашими странами стало решение Россельхознадзора об ограничении поставок отдельных видов молочной продукции со всей территории Беларуси. Причем на этот раз несогласие с решением российского надзорного ведомства выразили все члены Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Они считают, что в данном случае Россельхознадзор нарушил нормы права Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
«По инициативе Минэкономики Беларуси сегодня на заседании Коллегии ЕЭК рассмотрен вопрос о введении Россельхознадзором с 6 июня временных ограничений на поставки в Россию молочной продукции, — отметил директор Департамента агропромышленной политики ЕЭК Станислав Бубен. — Все члены Коллегии отметили нарушение Россельхознадзором норм права Союза (п. 8 ст. 58 Договора о ЕАЭС). В соответствии с ним полный запрет на поставки молочной продукции со всей территории страны может вводиться только в случае наличия информации об ухудшении эпизоотической ситуации на территории Беларуси. Такая информация отсутствует».
Более подробно о сотрудничестве стран Евразийского экономического союза — на с. 04.