За прошедшее десятилетие тиражи издаваемой в России книжной продукции сократились более чем на треть — с 760,4 млн экз. в 2008 г. до 471,5 млн экз. в 2017 г. При этом уровень выпуска по числу названий остается стабильным — 120 000 титулов в год. Такие данные содержатся в десятом докладе о состоянии российского книгоиздания, опубликованном Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Из документа также следует, что в 2017 г. число выпущенных экземпляров книг и брошюр в расчете на душу населения увеличилось по отношению к 2016 г. на 5,3%. В сравнении с 2008 г. этот показатель сократился на 40,2%.
Согласно данным Российской книжной палаты, в 2017 г. российские издательства выпустили 117 359 названий книг и брошюр совокупным тиражом 471,5 млн экз. В сравнении с 2016 г. число названий, выпущенных в стране, практически не изменилось, однако при этом их совокупный тираж вырос сразу на 5,6%. Это событие можно назвать знаменательным, ибо рост совокупных тиражей в стране наблюдается лишь второй раз за прошедшие десять лет (первый, едва заметный, был зафиксирован в 2013 г.).
Показатель объемов отпечатанной книжной продукции (совокупный листаж) вырос в 2017 г. по отношению к 2016 г. сразу на 14,5% и составил 5388,5 млн печ. л.-отт. Такой резкой динамики роста объема листажа не было ни разу за все десять лет, и это так же, как и у показателя тиражей, лишь второй пример наблюдаемого роста за весь рассматриваемый период. В то же время в сравнении с 2008 г. совокупный листаж выпущенных в стране книжных изданий сократился на 44,6%. Если же оценивать десятилетие в целом, то за период 2008—2017 гг. количество выпущенных наименований книг и брошюр в стране снизилось на 4,8%, а их совокупный тираж сократился на 38%.
За 2017 г. число выпущенных экземпляров книг и брошюр в расчете на душу населения увеличилось по отношению к 2016 г. на 5,3%. Как и в случае с тиражами и листажом, это второе увеличение данного показателя за десять лет, но гораздо более заметное, чем первое, случившееся в 2013 г. (+0,3%). В сравнении с 2008 г. этот показатель сократился на 40,2%.Средний тираж одного издания по итогам 2017 г. в сравнении с 2016 г. увеличился на 5,4% и составил 4017 экз. Средний объем одного экземпляра издания в 2017 г. в сравнении 2016 г. увеличился на 8,3% и составил 11,43 п.л. За период с 2008 по 2017 г. средний тираж одной книги сократился на 34,8%, а средний объем одного экземпляра издания упал на 10,7%.
Издательский бизнес концентрируется
Вместе с количественными изменениями на рынке происходят и качественные. Так, рынок пережил несколько заметных слияний: на базе нескольких ведущих игроков образовались две мощные издательские группы — «Эксмо-АСТ» и «ОЛМА-Просвещение». Произошло и объединение нескольких небольших издательств в издательскую группу «Азбука-Аттикус». При этом сама издательская система страны сохраняет стабильность: на рынке функционируют порядка 6000 издательств, из которых около 1200 — активно действующие.
В то же время инфраструктура книжной розницы сокращается. В период с 2008 по 2017 гг. книготорговая сеть страны уменьшилась примерно с 3000 до 1500 магазинов. С книжного рынка исчезло несколько крупнейших книготорговых сетей: «Топ-книга», «Буква», «Букбери»; «поредели» муниципальные книготорговые сети, в частности, ОС «Московский дом книги». Часть магазинов обанкротившихся сетей были поглощены (а фактически спасены от исчезновения) другими книготорговыми сетями — «Новый книжный», «Читай-Город», впоследствии объединившимися в одну сеть — «Читай-Город». Характерной тенденцией, в считанные годы охватившей передовые страны Западной Европы, Юго-Восточной Азии и США, стало формирование рынка электронных книг. В России этот процесс шел с некоторым опозданием от лидеров, но развивался примерно по тем же законам, что и в западноевропейских странах. За последние годы была создана система антипиратского законодательства в стране, благодаря которой началась активная борьба с книжным пиратством в интернете. Государственная статистика начала фиксировать электронные копии печатных изданий, выпускаемых в стране. В России было положено начало развитию Национальной электронной библиотеки.
Новая модель книжного производства
Еще одна интересная современная тенденция — возникла и активно развивается индустрия самиздата (самопубликаций). За последние пять лет (2013—2017 гг.) мировой рынок самиздата в количественном измерении вырос примерно в пять раз. Объем мирового рынка самиздата в денежном эквиваленте, по некоторым оценкам, достиг отметки 1,25 млрд долл. в год. Сервисы самиздата уже обгоняют многие традиционные издательства по числу выпускаемых наименований, хотя составить серьезную конкуренцию традиционным издательствам пока не могут. В России самиздат особенно популярен в сообществе «сетевых» прозаиков и поэтов, публикующих свои произведения на специализированных интернет-ресурсах и имеющих возможность при желании отпечатать их на бумаге в количестве от одного экземпляра.
На волне внедрения новых информационных технологий в издательско-полиграфический процесс, совпавшего со снижением спроса на книги как товар, меняется модель книжного производства в стране в целом. Происходит переход от массового производства книжной продукции, рассчитанного на широкий круг потребителей, к персонификации издательского предложения. Выстраивается модель производства книг «по требованию» (print-on-demand), которая начинает становиться реальной альтернативой традиционной полиграфии.
К сведению
Издатели ожидают дальнейшего подорОжания полиграфических услуг
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) провело исследование основных характеристик деятельности издательств. В опросе приняли участие как московские, так и региональные компании. Большинство издателей (82%) отметили подорожание полиграфических услуг в России в 2017 г., 73% респондентов ожидают того же в 2018 г.
Уменьшение тиражей книжной продукции в 2017 г. отметили 68% опрошенных издательств; 45% издательств предполагают, что в 2018 г. эта тенденция будет продолжена. В 2017 г. 64% издательств столкнулись с падением реализации своей продукции. 36% издательств ожидают продолжения данной тенденции и в 2018 г. 64% издательств отметили, что в 2017 г. книжные магазины стали брать меньше книг на продажу, 41% издательств ожидают того же и в 2018 г.
Характерной чертой деятельности издательств в последние годы является поиск новых возможностей для реализации книг и постоянные попытки наращивания числа контрагентов. В своих планах на 2018 г. 56% опрошенных издательств ответили, что будут и дальше расширять свою клиентскую базу, 33% отметили, что будут стремиться сохранить число контрагентов на существующем уровне, а 11% опрошенных заявили, что планируют сократить их число. Немалую часть контрагентов у столичных издательств составляют крупные оптовики (25%) и книжные магазины (25%). На втором месте находятся мелкие оптовики (15%), на третьем месте — интернет-магазины (10%), на четвертом месте — библиотеки (6%). Ситуация с региональными издательствами немного иная. Большую часть закупщиков у региональных издательств составляют библиотеки (24%) и мелкие оптовики (22%). Далее следуют прямые поставки в книжные магазины (17%), на четвертом месте — интернет-магазины (6%), на пятом — крупные оптовики (5%). Говоря о книгораспространении, следует отметить, что продукция московских издательств чаще всего распространяется в книготорговых сетях (20%), через книжные интернет-магазины (16%), через крупные центральные книжные магазины (11%), собственными силами (например, через магазины издательств) (10%), а также через учебные заведения (вузы, ссузы) (9%).
Иная схема распространения книг у региональных издательств: 38% выпускаемых ими книг реализуется собственными силами, 18% приходится на долю средних и малых независимых книжных магазинов, 10% реализуется через книжные интернет-магазины, 7% — через библиотеки. На долю книгоношей приходится 5%. Все более активно используется издательствами для продвижения своей продукции интернет. На протяжении ряда лет наиболее популярным способом продвижением является поддержка собственного сайта. На втором месте — продвижение книжной продукции в соцсетях. Третье и четвертое место, согласно ответам издателей, заняли, соответственно, такие формы продвижения книг, как ведение блогов и прямая реклама в интернете. Контекстная реклама в интернете и участие в форумах с точки зрения эффективности продвижения книжной продукции расположились на пятой и шестой строчках рейтинга.Среди социальных медиа, в которых издательства ведут активную деятельность по продвижению своей продукции, чаще всего упоминаются Facebook (95% опрошенных издательств) и «ВКонтакте» (79%). Менее популярны Twitter (37%) и «Одноклассники» (11%). «Живой журнал» в маркетинговых целях издательствами практически не используется. Ввиду все более растущего интереса российских издательств к социальным медиа все большую долю в ассортименте издательств занимают электронные книги. Доля электронных книг в ассортименте московских издательств, достигнув определенного «плато» в 30%, дальше не увеличивается, а в продажах даже немного снижается. В московских и петербургских издательствах, выпускающих электронные книги, их доля в ассортименте в 2017 г. составила 29% и около 6% в рублевых продажах. В то же время, в региональных издательствах доля электронных книг составила не более 1% и в ассортименте, и в рублевых продажах. На вопрос о том, через через какой промежуток времени после публикации печатной книги издательства обычно выводят на рынок ее электронную версию, 32% респондентов называли промежутки от одного до двух месяцев, а 37% респондентов ответили «сразу».