Что является основанием для смены физического показателя в рамках ЕНВД при перепланировке торгового помещения? Ответ на этот вопрос дали финансисты в письме от 27.04.2018 № 03-11-11/28957.
Система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении стационарной розничной торговли, осуществляемой через объекты, как имеющие торговый зал (магазины, павильоны), так и не имеющие такового (торговое место) (подп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ соответственно). При большой площади торгового места налогоплательщики стремятся преобразовать его в объект с торговым залом, дабы уменьшить сумму уплачиваемого налога. Дело тут вот в чем.
Физический показатель для торговли
Вмененный доход исчисляется исходя из базовой доходности и величины физического показателя. Базовая доходность для торговли через магазин (павильон) и через торговое место площадью более 5 кв. м одинаковая — 1800 руб. в месяц. А вот физические показатели определяются по-разному.
При осуществлении торговли через магазин или павильон физическим показателем является площадь торгового зала. При этом к ней не относится площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей (п. 3 ст. 346.29, ст. 346.27 НК РФ).
А вот при торговле через торговое место площадью более 5 кв. м в расчет берется вся площадь объекта (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Минфин России это подтверждает. В письмах от 05.03.2012 № 03-11-11/68, от 14.03.2012 № 03-11-11/82, от 26.12.2011 № 03-11-11/320 он разъяснил, что уменьшение площади торгового места на площадь помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, главой 26.3 НК РФ не предусмотрено.
Аналогичную позицию высказывал и Высший арбитражный суд. В постановлении от 14.06.2011 № 417/11 Президиум ВАС РФ признал обоснованным вывод налоговой инспекции о том, что при осуществлении розничной торговли через объект, признаваемый торговым местом, физический показатель «площадь торгового места» включает в себя все площади, относящиеся к данному объекту торговли, в том числе и те, которые используются для приемки и хранения товара.
Итак, желание налогоплательщика превратить торговое место в объект с торговым залом вполне объяснимо. Однако, затевая перепланировку, нужно иметь в виду, что налоговики признают существование торгового зала только при определенном условии.
Внимание на документы
Площадь торгового зала, которая используется для расчета налога в отношении магазина или павильона, определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Такое положение содержится в ст. 346.27 НК РФ и активно используется и налоговиками, и судами.
Так, Президиум ВАС РФ в п. 12 информационного письма от 05.03.2013 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Кодекса» разъяснил, что вывод о наличии самостоятельного объекта организации торговли может быть сделан судом только на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. В силу абз. 22 и 24 ст. 346.27 НК РФ площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, которые одновременно являются источником информации о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений.
К таким документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Исходя из указанных положений главы 26.3 НК РФ и разъяснений Президиума ВАС РФ, Минфин России в письме от 27.04.2018 № 03-11-11/28957 пришел к следующему выводу.
В случае перепланировки помещения из объекта стационарной торговой сети, не имеющего торгового зала, в объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал (магазин или павильон), налогоплательщик вправе применять ЕНВД на основании подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в отношении осуществляемой через данный объект торговли деятельности в сфере розничной торговли при условии внесения соответствующих изменений в инвентаризационные и правоустанавливающие документы и соблюдения положений главы 26.3 НК РФ.