[+] Может ли индивидуальный предприниматель применять ПСН по сдаче в аренду нежилых помещений, если договоры с арендаторами заключают агенты, действующие от своего имени, но в интересах предпринимателя? Суды двух инстанций решили, что в этом случае право на ПСН у бизнесмена отсутствует. Однако суд кассационной инстанции отправил дело на новое рассмотрение, так как нижестоящие суды не исследовали характер фактически сложившихся между предпринимателем и агентами взаимоотношений и не дали оценку условиям заключенных агентских договоров для целей налогообложения
(Постановление АС Северо-Западного округа от 26.04.2018 по делу № А05-757/2017)
Индивидуальный предприниматель в 2015 г. одновременно применял упрощенную систему с объектом «доходы» и патентную систему налогообложения. Патент был получен по виду деятельности «сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности» на период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В апреле 2016 г. предприниматель представил в налоговые органы декларацию по УСН за 2015 г. В ней он отразил доход, полученный от сдачи в аренду оборудования, по договору купли-продажи, а также проценты по депозиту и страховое возмещение.
По результатам камеральной проверки этой декларации предприниматель был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговики доначислили ему «упрощенный» налог за 2015 г., а также начислили пени и штрафные санкции. Поводом для этого послужило следующее.
Инспекторы обнаружили, что предпринимателю на праве общей долевой собственности принадлежит имущество (нежилые здания, помещения). В проверенном периоде на расчетные счета предпринимателя поступали денежные средства за аренду имущества, земельных участков, оборудования, а также по агентским договорам, заключенным с агентами. По условиям агентских договоров агенты обязались совершать от своего имени, но за счет предпринимателя (принципала) действия по поиску третьих лиц (арендаторов), заключению предварительных и основных договоров аренды, передаче в аренду недвижимого имущества, контролю за соблюдением условий договоров аренды, сбору и перечислению арендной платы, изменению условий договоров аренды, расторжению договоров аренды.
По мнению налоговиков, данный факт свидетельствует о том, что агенты от своего имени заключали с арендаторами договоры аренды, вели деятельность по обслуживанию зданий, заключали договоры с энергоснабжающими и обслуживающими организациями, оплачивали коммунальные услуги, а также услуги по охране и обслуживанию объектов. Исходя из этого, инспекторы решили, что доходы, полученные от сдачи в аренду нежилых зданий (помещений), предприниматель неправомерно, с нарушением п. 5 ст. 346.43 и п. 1 ст. 346.45 НК РФ, отнес к доходам от патентной системы налогообложения. Налоговый орган посчитал, что деятельность по сдаче в аренду нежилых помещений должна осуществляться налогоплательщиком самостоятельно, без привлечения к оказанию таких услуг иных юридических лиц — посредников. Поскольку фактически предприниматель осуществлял не самостоятельную деятельность по сдаче в аренду собственного имущества, то он получил доход от управления имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, посредством заключения агентских договоров. А такой доход следует облагать в рамках упрощенной системы.
Предприниматель оспорил решение налогового органа в суде. По мнению бизнесмена, спорные суммы получены им от сдачи нежилых помещений в аренду, то есть вида деятельности, по которому получен патент. То обстоятельство, что арендная плата поступила предпринимателю через агентов, не может свидетельствовать о занижении дохода по УСН. Ведь Налоговый кодекс не предусматривает обязанности индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по сдаче принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества в аренду, лично заключать договоры аренды, а также не содержит запрета на использование посредников при осуществлении данного вида деятельности.
Более того, ограничения на применение патентной системы, установленные в п. 6 ст. 346.43 НК РФ, предусматривают, что данный спецрежим не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Между тем главой 52 ГК РФ не предусмотрено применение к агентским договорам правил договоров простого товарищества (договоров о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Предприниматель полагал, что доход образовался у него в результате сдачи в аренду принадлежащего ему на праве собственности имущества, поскольку целью заключения агентских договоров явилось именно извлечение прибыли от сдачи имущества в аренду, то есть совокупность условий для применения патентной системы соблюдена.
Суд первой инстанции и апелляция поддержали налоговиков. Суды пришли к выводу, что из буквального толкования п. 5 ст. 346.43 НК РФ, предусматривающего право индивидуального предпринимателя при применении ПСН привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и иных положений главы 26.5 НК РФ следует, что заявленный бизнесменом вид деятельности должен осуществляться непосредственно им самим и его работниками (то есть физическими лицами), а не посредством привлечения посредников — агентов.
Однако кассация отметила вынесенные нижестоящими судами решения и отправила дело на новое рассмотрение. Арбитры указали следующее.
ПСН применяется в отношении сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальным предпринимателям на праве собственности (подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Подпунктом 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ предусмотрено, что субъекты РФ по указанному виду деятельности вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода в зависимости от количества обособленных объектов (площадей).
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном главой 26.5 НК РФ (ст. 346.44 НК РФ). При этом документом, удостоверяющим право на применение ПСН, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ введена патентная система (п. 1 ст. 346.45 НК РФ).
Форма патента утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/599@. В ней указывается количество показателей, характеризующих отдельные виды деятельности, указанные в том числе в подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, по объектам, сдаваемым в аренду (вид объекта, его наименование и адрес местонахождения, наименование физического показателя и площадь объекта). Таким образом, патент на осуществление деятельности по передаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, действует в отношении указанных в патенте объектов, сдаваемых в аренду.
Арбитры отметили, что глава 26.5 НК РФ не раскрывает понятие «сдача в аренду нежилых помещений». Поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ нужно обратиться к другим отраслям законодательства. Порядок передачи имущества в аренду регулируется нормами главы 34 ГК РФ. Так, согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ст. 607 ГК РФ).
В рассматриваемом деле договоры аренды нежилых помещений, принадлежащих на праве общей долевой собственности предпринимателю, заключены с арендаторами агентами. При заключении договоров аренды данные лица в рамках предоставленных им агентскими договорами полномочий осуществляли сдачу в аренду имущества, действовали от своего имени, но в интересах предпринимателя, по существу, выступая в качестве арендодателей по заключенным ими сделкам с арендаторами.
Нормы главы 26.5 НК РФ не содержат прямых указаний на то, что индивидуальный предприниматель должен заключать договоры аренды исключительно лично, без привлечения сторонних лиц. Однако в п. 6 ст. 346.43 НК РФ сказано, что ПСН не применяется в отношении видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Поэтому у предпринимателей, получающих доходы в рамках договора доверительного управления имуществом, даже если эти доходы получены в результате осуществления деятельности, по которой разрешено применение ПСН, отсутствует право на применение данного спецрежима.
Суд кассационной инстанции указал, что нижестоящие суды не дали никакой оценки доводу инспекции о неверной квалификации предпринимателем осуществляемой им деятельности по договорам с агентами в качестве деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений, в отношении которой применяется ПСН. При разрешении вопроса судам необходимо было исследовать характер фактически сложившихся между ним и агентами взаимоотношений и дать оценку условиям заключенных агентских договоров для целей налогообложения исходя из подлинного экономического содержания.
В результате дело отправлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.