Членство в СРО в сфере строительства: для деятельности каких субъектов это требование обязательно?

| статьи | печать

В июле прошлого года вступил в силу за исключением некоторых положений Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ, который изменил правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства, в частности, изменил подход к определению лиц, для деятельности которых членство в СРО является обязательным. В этой статье предлагаем читателям систематизировать изменения перечня лиц, обязанных вступать в строительные СРО, и подробно ознакомиться с ними.

Появление в России саморегулируемых организаций (далее — СРО) декларировалось как одно из направлений реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Как следует из пояснительной записки к проекту закона «О саморегулируемых организациях» (законопроект № 348631-3, текст доступен на портале sozd.parliament.gov.ru), путем последовательного создания СРО в самых различных областях предпринимательской и профессиональной активности, развития «самосознания» таких организаций государство должно было вытесняться из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представлялось излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования. Однако практика применения разработанного законодательного регулирования выявила ряд проблем, которые показали отклонение его развития от заданного вектора и назревшую необходимость усиления государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций.

Так, исходя из норм Градостроительного кодекса РФ, одной из основных целей саморегулирования в области инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и деятельности саморегулируемых организаций в этой сфере является повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Тем не менее до недавнего времени общеизвестной практикой были, например, торговля свидетельствами о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или утрата средств компенсационных фондов СРО в указанной сфере.

В надежде поменять сложившуюся ситуацию Правительство РФ поручило Минстрою России разработать законодательную модель саморегулирования строительной деятельности, и в результате 3 июля 2016 г. был принят Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 372-ФЗ). Утвержденные этим законом поправки затронули практически все аспекты деятельности СРО, при этом новые нормы оказались достаточно сложными для восприятия и толкования, в связи с чем их содержание до сих пор вызывает вопросы при реализации на практике. В частности, вопросы возникают с перечнем лиц, на которых возлагается обязанность быть членами СРО.

Так, с 1 июля 2017 г. отменено требование о выполнении работ, приведенных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, лицами, имеющими допуски СРО. Начиная с указанной даты обязательное членство в СРО не связано больше с выполнением работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а обусловлено прежде всего субъектным критерием.

Когда в СРО состоять обязательно

Исходя из действующего регулирования, в соответствующей СРО (в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования либо строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) должны состоять:

  • застройщик, самостоятельно выполняющий инженерные изыскания, осуществляющий подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (п. 2 ст. 55.8 ГрК РФ);

  • технический заказчик (п. 22 ст. 1 ГрК РФ). Ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлеченное застройщиком или заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то есть (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 г. указанная неопределенность разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом СРО, соответственно, в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ;

  • индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, выполняющие работы:

1) по договору о выполнении инженерных изысканий, если такой договор заключен с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (п. 2 ст. 47 ГрК РФ);

2) по договору о подготовке проектной документации, если такой договор заключен с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (п. 4 ст. 48 ГрК РФ);

3) по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если такой договор заключен с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (п. 2 ст. 52 ГрК РФ).

Когда в СРО состоять не обязательно

Исключения из вышеизложенного списка предусмотрены п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, в соответствии с которыми в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства состоять не обязаны:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения в случае:

1) заключения договоров подряда на выполнение соответствующих работ с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения;

2) выполнения функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

  • коммерческие организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более 50%, в случае:

1) заключения договоров подряда на выполнение соответствующих работ с указанными предприятиями, учреждениями, а также с перечисленными в п. 1 федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения;

2) выполнения функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

  • юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями (кроме указанных в п. 1), а также коммерческие организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более 50%, в случае:

1) заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица);

2) заключения указанными коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными юридическими лицами;

3) выполнения указанными коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

  • юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%, а также коммерческие организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более 50%, в случае:

1) заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность;

2) выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления,

3) заключения указанными коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами;

4) выполнения указанными коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических лиц.

Кроме того, п. 2.1, подп. 5 п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ дополнительно к перечисленным выше случаям предусмотрены исключения, в соответствии с которыми не обязаны состоять в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

  • индивидуальные предприниматели и юридические лица, если размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным ими с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, не превышает 3 млн руб. Отметим, что, если договор строительного подряда изначально был заключен на сумму менее 3 млн руб., но в последствии размер обязательств увеличился и достиг данной суммы либо превысил ее, возникает необходимость членства указанных лиц в соответствующей СРО;

  • физические лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома;

  • лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт:

1) гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) объектов на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

3) объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

4) строений и сооружений вспомогательного использования.

Какие вопросы возникают на практике

Очевидно, что при принятии решения о необходимости членства в СРО соответствующего вида следует четко придерживаться перечисленных норм ГрК РФ. Однако, как уже было отмечено, новые правила не всегда содержат однозначный ответ на возникающие на практике вопросы. Ниже обозначим некоторые наиболее часто встречающиеся спорные моменты, которые в том числе получили оценку разработавшего поправки Минстроя в ответах на поступающие обращения.

В случае если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух саморегулируемых организаций — и в области инженерных изысканий, и в области архитектурно-строительного проектирования (письмо Минстроя России от 30.01.2018 № 2890-ХМ/08 «О необходимости членства в двух саморегулируемых организациях — в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования»). Связано это с тем, что вред из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по договору обеспечивается в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО, членом которой он является. При этом СРО одного вида не может нести указанную ответственность по обязательствам своего члена по договору на выполнение работ, относящихся к сфере деятельности СРО другого вида.

Учитывая, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения не относятся к предмету правового регулирования ГрК РФ, поскольку не рассматриваются как строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства, то, по мнению Минстроя России, не требуется членство в соответствующей СРО лицу, осуществляющему подготовку оформления проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в целях ст. 26 Жилищного кодекса РФ (письмо Минстроя России от 04.12.2017 № 44765-ХМ/02 «По вопросам организации и проведения работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений»).

В случае если речь идет об инженерных изысканиях, подготовке проектной документации или капитальном ремонте многоквартирных домов, выполнять работы могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами соответствующей СРО, независимо от стоимости договора подряда. То есть, исходя из специальной нормы, содержащейся в п. 3 ст. 182 ЖК РФ, предусмотренное п. 2.1 ст. 52 ГрК РФ исключение об отсутствии необходимости членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при размере обязательств по договору строительного подряда не выше 3 млн руб. в указанном случае не действует. В этой связи, по мнению Минстроя России, саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет ответственность по обязательствам своих членов, возникшим из договоров строительного подряда стоимостью выше 3 млн руб., заключенных с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, а также из договоров строительного подряда, заключенных с региональным оператором, на капитальный ремонт многоквартирных домов без ограничения их стоимости (письмо Минстроя России от 12.12.2017 № 46380-ХМ/02 «О членстве в саморегулируемой организации»).

Последними предложениями п. 2 ст. 47, п. 4 ст. 48, п. 2 ст. 52 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, которые заключены с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО.

Из этого следует, что членство в СРО не требуется, например, для субподрядчиков, независимо от объема работ, которые они выполняют, и для лиц, с которыми заключается договор строительного контроля и которые при этом не выполняют работы по строительному подряду.

***

Подводя итог рассмотренной системе норм, регулирующих субъектный состав лиц, обязанных являться членами СРО для осуществления определенных видов работ или заключения с ними соответствующих договоров, заметим, что введенные поправки существенно изменили механизм саморегулирования предпринимательской деятельности в сфере строительства. Стремясь устранить коммерциализацию СРО, законодатель значительно отклонился от исходной идеи вытеснения государства из рассматриваемой сферы, преобразовав саморегулирование в дополнительный инструмент государственного контроля строительной деятельности, не создав при этом логичной и понятной для всех участников структуры. Несмотря на то что со вступления в силу новых правил прошел уже практически год, сколько-нибудь устоявшаяся практика все еще отсутствует, и для окончательного понимания внедренной системы потребуется время и, скорее всего, новые законодательные изменения.