Правильность определения таможенной стоимости товаров является предметом нескончаемых споров между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Об отдельных проблемах корректировки таможенной стоимости товаров, определяемой по первому методу, предусмотренному ст. 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза – по стоимости сделки с ввозимыми товарами, и подходах судов к разрешению возникающих споров читайте в материале.
Многие специалисты, анализируя судебные акты, вынесенные после разъяснений Пленума Верховного cуда РФ, данных в постановлении от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее — постановление Пленума ВС РФ № 18), отмечают ухудшение положения декларантов применительно к доказыванию незаконности осуществленной таможенным органом корректировки таможенной стоимости. Особое внимание в рамках последующего судебного обжалования решений таможенных органов обращается на обязанность декларанта как можно более полно обеспечить должное подтверждение заявленной таможенной стоимости еще на стадии таможенного контроля (п. 11 постановления Пленума ВС РФ № 18). При этом от декларанта ожидается поведение, направленное на заблаговременную подготовку доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по заявляемой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота (п. 9 постановления Пленума ВС РФ № 18, Определение Верховного суда РФ от 01.12.2017 № 304-КГ17-11378 по делу № А46-9491/2016). В таких условиях для обеспечения эффективной защиты прав участников внешнеэкономической деятельности отдельного внимания заслуживает анализ содержательной стороны контрольной деятельности таможенных органов в контексте имеющихся у них полномочий «убеждаться» в достоверности декларирования таможенной стоимости, а также корректировать ее значение.
Самого по себе расхождения стоимости товара с информацией таможни недостаточно
На практике основным индикатором недостоверности заявленной таможенной стоимости является расхождение стоимости товара с ценовой информацией, содержащейся в базах данных таможенных органов. Принимая во внимание, что одного такого расхождения для корректировки таможенной стоимости недостаточно (на что обращалось особое внимание в п. 5 постановления Пленума ВС РФ № 18), данный критерий комбинируется с выводом о наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости. Такие обстоятельства включают:
-
наличие противоречивых сведений в представленных документах;
-
отсутствие достаточного подтверждения заявляемой величины стоимости товаров или ее отдельных составляющих;
-
наличие взаимосвязи контрагентов сделки, на основании которой ввозится товар (см., например, Обзор судебной практики по вопросам применения судами положений постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (опубликован ФТС России 27.06.2017); информацию ФТС России «О судебной практике применения судами положений постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 „О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц по определению, заявлению и контролю таможенной стоимости товаров“» (опубликована ФТС России 28.12.2017 на официальном сайте http://www.customs.ru)).
Сравнению подлежат идентичные или однородные товары
Говоря об используемом таможенным органом ценовом индикаторе, следует отметить, что основным параметром при оценке правомерности корректировки таможенной стоимости (наличия признаков ее недостоверности) является более высокая цена идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза (подп. «б» п. 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утв. решением Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42). Отметим, что аналогичный критерий применялся в соответствии с подп. 3 п. 11 ранее действовавшего Порядка контроля таможенной стоимости товаров (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376).
С учетом положений ст. 37 ТК ЕАЭС (до 1 января 2018 г.применялась ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза») идентичные и однородные товары должны быть произведены в той же стране, что и оцениваемые товары. Также предусматривается альтернативный критерий — в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, разработка дизайна, эскизов и чертежей и иные аналогичные работы не выполнялись на таможенной территории ЕАЭС, однако использование данного критерия не является распространенной практикой. Желательно также, чтобы совпадал и производитель товаров.
Основное отличие категорий идентичных и однородных товаров состоит в том, что идентичными признаются товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации, в то время как однородные товары должны иметь сходные характеристики, состоять из схожих компонентов и изготавливаться из таких же материалов, что должно позволять им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. Для целей признания товаров однородными ТК ЕАЭС также предписывает учитывать их качество, репутацию и наличие товарного знака.
Проверка соблюдения данного критерия является существенным аспектом при обосновании законности принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости. Отсутствие признаков идентичности или однородности товаров влечет недопустимость использования соответствующего источника информации о цене как доказательства недостоверности сведений, заявленных в таможенных целях, если такие сведения подтверждаются иными представленными декларантом документами.
Вместе с тем необходимо отметить, что в отдельных случаях суды не всегда строго следуют приведенному правилу и признают правомерным применение таможенным органом ценовой информации по товарам того же класса и вида на основе несколько сокращенного перечня признаков сопоставимости. В такой перечень включаются одинаковые классификационный код, страна происхождения, аналогичное описание и физические характеристики товаров, однако данные признаки должны быть представлены в совокупности. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 № 09АП-37256/2017 по делу № А40-41974/17 суд указал, что само по себе совпадение классификационного кода товаров не является достаточным подтверждением недостоверности заявленной таможенной стоимости, поскольку не позволяет сделать однозначный вывод, что рассматриваемые товары являются идентичными, однородными.
Таможенные органы также обращают внимание на величину расхождения между заявленной таможенной стоимостью и имеющейся в их распоряжении ценовой информацией. Специфичность каждой конкретной поставки (или серии поставок), а также многообразие ввозимых товаров и их характеристик препятствуют выработке какого-либо усредненного критерия. Зачастую на практике такое расхождение составляет 20% и более. В то же время правоприменительные органы приходили к выводу о недостоверности заявленной таможенной стоимости при рассмотрении дел о правомерности ее корректировки в условиях, когда имело место и меньшее расхождение.
Пример из практики
В постановлении от 13.12.2017 № Ф07-13326/2017 по делу № А56-8071/2017 АС Северо-Западного округа отметил, что разница в таможенной стоимости товаров составила более 3%, при этом декларант идентичных товаров приобрел в 2,8 раза больше товаров, чем декларант в рассматриваемом деле. Таким образом, меньший коэффициент расхождения был учтен в совокупности со сравнением объемов поставок. Предполагалось, что с учетом меньшего размера партии такое незначительное расхождение свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости.
Декларанту следует изучить рынок и цены
Ограниченный доступ к ценовым индикаторам, содержащимся в базах данных таможенных органов, не позволяет в полной мере минимизировать риск корректировки таможенной стоимости. Вместе с тем, принимая во внимание, что таможенные органы при осуществлении контрольной деятельности в совокупности с такими сведениями достаточно широко используют информацию, находящую в открытом доступе, декларантам в первую очередь необходимо оценить риски, связанные с потенциальным расхождением таможенной стоимости ввозимых товаров и ценовой информацией, которая может иметься у таможенных органов, путем заблаговременного сбора информации и анализа существенных параметров релевантного рынка. При проведении такого анализа целесообразно определить перечень импортируемых из конкретной страны товаров, аналогичных товарам, планируемым к ввозу, импортеров и производителей таких товаров, устанавливаемый импортерами и производителями уровень цен, структуру формирования цен и т.п. Указанную информацию декларанты могут получить как непосредственно у иностранных производителей и поставщиков в рамках предварительного поиска поставщиков и запроса ценовых предложений, так и в процессе переговоров по заключению договора и использованию общедоступных источников (включая интернет-сайты иностранных производителей).
Также определенные выводы относительно таможенной стоимости товаров могут быть сделаны на основе находящейся в публичном доступе информации о цене однородных товаров при их реализации на внутреннем рынке. Например, суды, делая вывод о неправомерности корректировки таможенной стоимости, принимали во внимание ссылки декларанта относительно уровня цен на товар, предлагаемый к продаже интернет-магазинами на территории РФ.
Важно обеспечить однозначную идентификацию товаров
Иным существенным аспектом доказывания правильности заявленной таможенной стоимости является обоснование обнаруженного таможенным органом расхождения. Как отмечалось выше, таможенный орган обязан доказать правомерность корректировки таможенной стоимости путем установления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости.
В пункте 7 постановления Пленума ВС РФ № 18 акцентируется внимание на том, что таможенная стоимость не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, или содержащаяся в представленных им документах информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара. В то же время Пленум ВС РФ отмечает, что выявление отдельных недостатков в оформлении документов, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, не может являться основанием для вывода о нарушении требований о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности информации, на основании которой определена таможенная стоимость.
Основой надлежащего подтверждения таможенной стоимости является обеспечение однозначной идентификации ввозимых товаров при оформлении коммерческих и иных документов в рамках заключения и исполнения внешнеэкономической сделки (спецификаций, инвойсов и т. п.). Декларант должен обеспечить идентификацию товаров (в том числе путем отражения в соответствующих документах полного описания товаров, количества, веса, сведений о производителе товаров), а также идентификацию соответствующих платежей, учитываемых при расчете таможенной стоимости.
Другим принципиальным моментом является подтверждение обоснованности обнаруженного таможенным органом расхождения.
Примеры из практики
В постановлении АС Дальневосточного округа от 06.03.2018 № Ф03-501/2018 по делу № А51-7068/2016 утверждения декларанта о том, что ввезенная фольга произведена из вторичного алюминия, в связи с чем ее стоимость существенно ниже фольги, изготовленной из первичного алюминия, были отклонены судом по причине того, что данные пояснения не были документально подтверждены. Также суд обратил внимание на то, что сведения о производстве поставляемой алюминиевой фольги из вторичного сырья отсутствовали как в самом внешнеторговом контракте, так и в иных коммерческих документах.
В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 12.03.2018 № Ф08-1235/2018 по делу № А53-1366/2017, напротив, отмечалось, что стороны контракта согласовали технические изменения параметров поставляемого товара (телевизионных цифровых приставок), направленные на удешевление товара за счет удаления части микросхем с сохранением его основных свойств, утвердив стоимость каждой модели в соглашении к контракту.
Покупателю следует подтвердить независимость от продавца
В соответствии с положениями ст. 39 ТК ЕАЭС установленное таможенным органом наличие взаимосвязи контрагентов сделки в совокупности с ценовым расхождением также свидетельствует о невозможности применения для определения таможенной стоимости первого метода и неприемлемости использования цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары. В таком случае бремя доказывания того, что цена может быть использована для таможенных целей, то есть была установлена в отсутствие влияния на нее взаимосвязи контрагентов, лежит на декларанте (п. 19 постановления Пленума ВС РФ № 18).
Пример из практики
В постановлении от 24.05.2018 № Ф07-3941/2018 по делу № А56-74380/2016 АС Северо-Западного округа обратил внимание на то, что декларант не представил доказательств, устраняющих сомнения таможенного органа относительно того, что скидка предоставлена иностранным продавцом сугубо декларанту на согласованных условиях по причине взаимосвязи компаний. Также было учтено, что декларант, получив 50-процентную скидку от иностранного продавца, на внутреннем рынке реализовывал товар со скидкой до 7%, то есть без учета полученной от иностранного контрагента скидки.
Так как и таможенные органы, и судебные инстанции последовательно придерживаются применения теста «независимого покупателя», декларанту в условиях наличия взаимосвязи с иностранным контрагентом целесообразно заблаговременно подготовить необходимый для успешного прохождения такого теста комплект документов. На практике в соответствующий комплект включаются публичные оферты продавца и иные подобные документы, подтверждающие цену реализации товара всем иным не взаимосвязанным с продавцом покупателям. Правда, отсутствие такой информации не создает непреодолимых препятствий при подтверждении отсутствия влияния взаимосвязи на заявленную таможенную стоимость.
Пример из практики
В постановлении от 12.12.2017 № Ф10-5022/2017 по делу № А62-6660/2016 АС Центрального округа принял во внимание имеющиеся у иностранного поставщика статистические данные относительно экспортной стоимости товаров и документы, позволяющие достоверно установить структуру импортной цены.
Обозначенные аспекты осуществления таможенными органами контроля правильности определения таможенной стоимости представляют собой одну из попыток лишь в общем плане очертить особенности рассмотрения данной категории споров. Безусловно, в каждом конкретном случае оценке подлежат все обстоятельства дела. Тем не менее в условиях достаточной продолжительности судебных разбирательств наряду с довольно короткими сроками, установленными для уплаты доначисленных таможенных платежей, участникам внешнеэкономической деятельности в первую очередь необходимо позаботиться о предварительной минимизации риска корректировки как таковой, а также создании «подушки безопасности» для ее последующего успешного оспаривания.
Если декларанту стало известно, что потенциально цена на ввозимые им товары меньше, чем цена на иные аналогичные товары, целесообразно заблаговременно подготовить и представить в таможенный орган документы и информацию, обосновывающие возможное расхождение. Особое внимание необходимо уделить поставкам от иностранных контрагентов, входящих в одну группу компаний или иным образом взаимосвязанных с декларантом, а также сделкам, которыми предоставляются скидки или предусматриваются иные подобные специальные условия. Инициирование таможенным органом проверочных мероприятий является обстоятельством, когда декларанту необходимо приложить максимальные усилия для подтверждения заявленной им таможенной стоимости. Активное взаимодействие декларанта с таможенным органом поможет обеспечить принятие таможенным органом положительного решения относительно заявленной стоимости либо, как минимум, заложить необходимую основу для последующего успешного судебного разбирательства.