Четыре области для прорыва транспортно-логистического сектора

| статьи | печать

В новом исследовании эксперты PwC рассмотрели четыре основные области для прорыва, на которых транспортно-логистическим компаниям, по мнению его авторов, следует сосредоточить свое внимание сегодня, а также возможные варианты развития отрасли в будущем.

По разным оценкам, в мировом транспортно-логистическом секторе на кону стоят 4,7 трлн долл. США, говорится в исследовании PwC, и компании должны заранее приспосабливаться к меняющимся рыночным условиям, призывают его авторы, «подсказывая» игрокам данной отрасли следующие прорывные направления.

«Физический интернет»

В данном сценарии эксперты PwC усматривают воздействие нескольких сил в совокупности. Клиентам нужны недорогие, экологичные и быстрые цепочки поставок, и традиционные логистические операторы ищут способы предоставить адекватные предложения. Ряд крупных промышленных предприятий все еще дорожат удобством работы только с одним логистическим партнером, однако и они заинтересованы в новых моделях такого партнерства.

В то же время появляются новые физические и цифровые стандарты, особенно в области «физического интернета», предоставляющие возможности совместного использования одного контейнера несколькими компаниями и обеспечивающие взаимодействие между транспортными сетями.

Эти решения базируются на универсальных стандартах в сфере коммуникаций и обмена данными.

По мере распространения практики совместного использования сетей, полагают авторы исследования, СЕР-компании (курьерская доставка/экспресс-доставка/доставка посылок) будут бороться за конкурентное преимущество в области удовлетворения клиентских ожиданий. Используя сильный бренд, они смогут обеспечить устойчивые объемы прибыли и рост рентабельности, объединившись с другими игроками для охвата менее прибыльных маршрутов доставки. С другой стороны, замечают аналитики PwC, национальные почтовые службы могут испытывать затруднения в связи с необходимостью обслуживать менее прибыльные маршруты.

Логистические компании формата 3PL, 4PL и экспедиторские службы начинают создавать основанные на сотрудничестве партнерства с основными клиентами, которые становятся владельцами части активов, такие как транспортные парки.

Скорее всего, говорится в исследовании, наибольшие преимущества от внедрения новых стандартов «физического интернета» получат морские и автотранспортные экспедиторы.

Склады, прогнозируют исследователи, также выиграют от повышения эффективности затрат за счет внедрения автоматизированных систем загрузки и сортировки на основе стандартов «физического интернета».

Новые игроки, новые решения

По видению аналитиков PwC, в данном сценарии ключевую роль играют технологические инновации и изменения в моделях поведения потребителя. В сегменте CEP-услуг стартапы воспользуются растущим интересом клиентов к экономике общего потребления и разработают новые решения для совместного использования ресурсов (краудшеринг), которые иногда могут быть привязаны к системам каршеринга. Появляются онлайн-площадки для предоставления транспортных и логистических услуг, ориентированные на отдельные сегменты отрасли и достигающие впечатляющих результатов.

Стартапы, которые начали предлагать индивидуальные приложения в сегменте экспедиторских услуг, услуг по доставке посылок и доставки до двери, также расширяются и становятся независимыми платформами-агрегаторами, предоставляющими доступ к различным перевозчикам. Стартапы разрабатывают логистические решения, основанные на технологии блокчейн, и активно развиваются в таких сферах, как цифровизация торговой документации, цепочка поставок, таможенный контроль и торговое финансирование.

Перевозки становятся все более фрагментированными: новые операторы хабов занимают свои ниши на отдельных участках торговых маршрутов. В сегменте подрядной логистики стартапы (в том числе формата 4PL) дополняют и улучшают услуги компаний формата 3PL с акцентом на наиболее прибыльных клиентских сегментах. СЕР-службы вынуждены конкурировать со стартапами, у которых может быть значительное преимущество низких затрат в том случае, если они используют независимых подрядчиков, а не штатных сотрудников.

Сектор транспортных и логистических услуг видится экспертам PwC одним из самых перспективных с точки зрения замены ручного труда автоматизированными решениями.

Технология блокчейн также способствует проникновению автоматизации и повышению эффективности, обеспечивая сокращение числа задержек, влияния человеческого фактора, а также транзакционных издержек, связанных с взаимодействием в цепочке поставок, к примеру, при обработке международной торговой документации.

Клиенты из промышленных отраслей получают передовые логистические услуги, оказываемые традиционными 3PL-операторами в сотрудничестве со стартапами и основанные на новейших технологиях. Клиенты из сегмента розничной торговли получают больший выбор поставщиков услуг в сегменте доставки «последней мили», а следовательно, возможность снизить стоимость логистических услуг.

Комплексная конкуренция

По этому сценарию PwC конкурентная среда в отрасли подвергается заметным изменениям. Расширяют свои предложения логистических услуг интернет-магазины. В некоторых случаях это приводит к сокращению объемов использования услуг сторонних поставщиков, но полной замены не происходит. Для того чтобы добиться существенного повышения эффективности своих логистических операций, некоторые игроки рынка интернет-торговли используют собственные продвинутые системы анализа клиентских данных. С целью максимально задействовать свои мощности крупные продовольственные сети и сетевые крупноформатные магазины (big box) начинают предлагать собственные логистические услуги и намерены объединить свои цепочки поставок для традиционных и интернет-магазинов.

Логистическими операциями могут начать заниматься и те компании, которые сейчас выступают в качестве поставщиков для предприятий отрасли.

Компании CEP-сегмента сталкиваются со снижением объемов, им становится сложнее загружать свои мощности. Не удается им и идти в ногу с «нарушителями спокойствия» в отрасли, которые берут на вооружение технологические новинки и работают в основном «на последней миле».

3PL-провайдерам, полагают аналитики PwC, возможно, следует рассмотреть варианты партнерства с компаниями — разработчиками робототехники, чтобы повысить эффективность складских услуг. Некоторые перевозчики отказываются от услуг существующих CEP-компаний и переходят к появляющимся на рынке новым конкурентам, но нетто-эффект, по оценке исследователей, является, по сути, нейтральным.

Масштаб имеет значение

В рамках данного сценария технологии продолжают совершенствоваться, их дальнейшее развитие зависит в основном от собственных исследований компаний отрасли и от приобретения ими новых игроков в конкретных технологических направлениях. Основными источниками конкурентных преимуществ по-прежнему являются размер и эффективность сети, нарастают темпы консолидации отрасли. Залог успеха в этой модели, считают авторы исследования, — приобретение правильных стартапов в нужное время: слишком рано — слишком рискованно, слишком поздно — цена будет слишком высока.

Основным отличием игроков, на взгляд аналитиков PwC, становится доступ к капиталу. Средства нужны как на собственные НИОКР, так и на финансирование программ повышения эффективности — освоение таких технологий, как системы анализа данных, блокчейн и автоматизация. Перевозчики стремятся завоевать доминирующее положение, наращивая темпы сделок слияния и поглощения в сегментах автомобильных и морских грузоперевозок. CEP-компании идут по пути повышения эффективности «последней мили». Для этого они внедряют новые технологии, в частности дронов, при обслуживании своих клиентов как в сегменте B2B, так и в сегменте B2C, стараясь создать для них уникальные преимущества на рынке с высоким уровнем конкуренции, прогнозируют авторы исследования PwC.

Основные факторы, которые препятствуют или замедляют развитие компетенций для цифровизации операционной модели

Факторы

%

Нерешенные вопросы, имеющие отношение к безопасности и конфиденциальности данных

38

Существенные потребности в финансовых инвестициях

38

Отсутствие четкой программы развития цифровизации и поддержки/инициативы со стороны высшего руководства

33

Кадровый дефицит

26

Медленное распространение базовых инфраструктурных технологий

23

Деловые партнеры не имеют возможности участвовать в совместной разработке цифровых решений

22

Отсутствие четкого понимания экономических выгод от инвестиций в цифровизацию

21

Отсутствие цифровых стандартов, норм и сертификации

17

Обеспокоенность по поводу потери контроля над интеллектуальной собственностью компании

15

Примечание: респонденты могли выбирать три варианта ответа

Источник: PwC