В числе законопроектов, внесенных в Госдуму в июне, есть такие, которые уже вызвали общественный резонанс. Сегодня расскажем о двух из них: один касается повышения ставки НДС, другой — отмены транспортного налога.
Ставка НДС вырастет с 18 до 20%
Такие поправки запланированы проектом федерального закона № 489169-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Документ на днях направлен на рассмотрение в Госдуму Правительством РФ.
Первое чтение комментируемого законопроекта назначено на 3 июля. По мнению нашего источника в Госдуме, есть все шансы, что он будет принят до конца летней сессии.
Итак, в случае принятия проекта федерального закона № 489169-7 налоговая ставка по НДС изменится с 18 до 20% с 1 января 2019 г. Соответственно возрастет и расчетная налоговая ставка по данному налогу: сейчас она составляет 15,25%, а с будущего года увеличится до 16,67%.
Как следует из п. 3 ст. 4 законопроекта, положения абз. 3 п. 4 ст. 158, п. 3 ст. 164, абз. 3 п. 9 ст. 165 и п. 5 ст. 174.2 НК РФ (в редакции комментируемого законопроекта) будут применяться в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных со дня вступления в силу нового закона.
Напомним, что в приведенных нормах упоминаются налоговые ставки НДС (либо делается отсылка к нормам, которыми эти ставки установлены).
Например, абз. 3 п. 4 ст. 158 НК РФ с 1 января 2019 г. (в редакции комментируемого законопроекта) будет звучать так:
«По каждому виду имущества, реализация которого облагается налогом, в графах „Ставка НДС“ и „Сумма НДС“ указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 16,67 процента и сумма налога, определенная как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы».
А пункт 3 ст. 164 НК РФ в новой редакции будет гласить, что «налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи».
Льготы по НДС для получателей бюджетных средств
Рассматриваемым законопроектом № 489169-7 также запланированы поправки для отдельных категорий налогоплательщиков, которые позволят им в некоторых случаях не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных средств. Соответствующие изменения планируется внести в п. 5.1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно этим поправкам положения п. 1, 2.1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции комментируемого законопроекта) будут применяться с 1 января 2019 г. в отношении:
-
приобретенных организациями — субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав;
-
приобретенных организациями-производителями за счет субсидий, полученных из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, с использованием энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, с осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведением испытаний колесных транспортных средств.
Напомним, что сейчас положения п. 5.1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ распространяются только на субъектов естественных монополий.
Кроме того, п. 2 ст. 4 законопроекта предусмотрено, что положения обновленного п. 5.1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.
Таким образом, уже в текущем году налогоплательщики-производители могут получить право не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, полученных в 2018 г. на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники.
Фискальная нагрузка на плательщиков страховых взносов стабилизируется
Рассматриваемым проектом федерального закона № 489169-7 также предусмотрена бессрочная фиксация тарифа страхового взноса в ПФР на уровне 22% (и 10% — сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).
Сейчас в НК РФ установлен тариф страхового взноса в ПФР в размере 26% начиная с 2021 г. Предусмотренные законопроектом поправки будут внесены в ст. 425 НК РФ, а ст. 426 НК РФ утратит силу.
Транспортный налог могут отменить
Отмена транспортного налога со следующего года предусмотрена проектом федерального закона № 480908-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога» (внесен на рассмотрение в Госдуму депутатами фракции «Справедливая Россия»).
Согласно данному законопроекту утрачивают силу п. 3 ст. 14 «Региональные налоги» НК РФ, которым установлен транспортный налог, и глава 28 «Транспортный налог» НК РФ.
Кроме того, утрачивают силу абз. 17—19 п. 7 ст. 346.35 НК РФ, устанавливающие порядок освобождения от уплаты транспортного налога инвестора в соглашениях о разделе продукции, а также случаи уплаты данного налога.
Напомним, что сейчас инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения. Перечень документов, при предоставлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяет Правительство РФ. При использовании транспортных средств не для целей соглашения уплата транспортного налога осуществляется в общеустановленном порядке.
В пояснительной записке к законопроекту приводятся следующие причины для отмены данного налога.
Собираемость транспортного налога в субъектах РФ не превышает 50%. Но региональные власти не спешат его отменять, так как опасаются сокращения поступлений в региональные бюджеты.
В числе активных сторонников идеи отмены транспортного налога — Президент РФ, который неоднократно высказывался в пользу такого решения, Минтранс России (поддерживает эту идею еще с 2016 г.), Федерация автовладельцев России (ФАР).
Так, ФАР за месяц собрала более 100 000 подписей в поддержку этого решения.
Одновременно на сайте общественных инициатив проходит сбор подписей за отмену транспортного налога, и за эту инициативу уже проголосовало более 86 000 человек.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту № 480908-7, выпадающие доходы от отмены транспортного налога будут компенсированы за счет включения в стоимость акциза на топливо, то есть будет работать принцип «пользователь платит, когда едет».
Таким образом, по мнению авторов законопроекта, его принятие не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.