Масштабная программа пространственного развития России, предложенная президентом страны, предполагает активное развитие городов. Их управление должно строиться на основе модели Smart City, предполагающей широкое использование цифровых технологий и современных подходов к ЖКХ. Для формирования «умных городов» необходимо включать их в стратегии социально-экономического развития регионов и совершенствовать нормативно-правовую базу.
Предложение развернуть масштабную Программу пространственного развития России, включающую развитие городов и других населенных пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет сделал глава государства Владимир Путин в мартовском послании Федеральном собранию.
При разработке Программы эксперты, по оценке вице-президента Центра стратегических разработок (ЦСР) Натальи Труновой, данной на совещании, посвященном будущему городов в среднесрочной перспективе, выделяют несколько уровней пространственного развития: страна, метрополис и муниципалитет.
Для уровня городов сегодня актуален целый ряд острых проблем: рост миграции, избыточная плотность населения, транспортные проблемы, растущее экологическое давление, изменение требований жителей и бизнеса к качеству городской среды и предоставляемых услуг.
«В этих условиях происходит постепенный пересмотр подходов к управлению городским развитием, которое все больше опирается на передовые технологические решения и цифровизацию систем управления, — отмечают аналитики ЦСР в специальном докладе, посвященном технологиям развития „умных городов“.
— В идеальном представлении речь идет о переходе к интегрированной цифровой городской экосистеме, которая отвечала бы на возникающие вызовы, способствовала бы удовлетворению потребностей всех участников (жителей, бизнеса, властей и т. д.), а также обеспечивала бы более эффективную интеграцию отдельных элементов городской инфраструктуры».
Для определения такого перехода зачастую прибегают к термину «умный город» (Smart City). Данное понятие трактуется широко и по-разному, однако при любом подходе ключевая роль отводится информационно-телекоммуникационным технологиям, помогающим эффективно обеспечивать текущие процессы городской жизни и решать возникающие проблемы благодаря вовлечению граждан, бизнеса и властей.
Российский опыт в развитии «умных городов» нельзя отнести к передовому. В публикуемых международных рейтингах Россия, как правило, представлена слабо и не на первых позициях. Среди ключевых игроков на рынках технологий «умного города» фактически фигурирует лишь одна компания из России — Kaspersky Lab, предоставляющая решения в области кибербезопасности. Несмотря на это, сегодня в стране постепенно приходит осознание того, что реализация концепции «умного города» может привести к кардинальному повышению эффективности функционирования как отдельных элементов городской инфраструктуры, так и городов (городских систем) в целом.
Разным городам — различные сценарии
Вопрос о возможных вариантах внедрения модели Smart City в российских регионах пока остается открытым. Выбор оптимального сценария во многом зависит от целей, которые перед собой ставит сам город или основные субъекты его развития, а также от стартовых условий развития цифровых технологий. Эксперты ЦСР предлагают несколько альтернативных подходов к цифровому переходу для российских городов.
Во-первых, децентрализованная модель цифрового перехода, которая применима для городов-миллионников и столичных мегаполисов — Москвы и Санкт-Петербурга. Она предполагает осуществление цифровой трансформации при участии большого количества бизнес-игроков в условиях значительной емкости рынка технологий «умного города».
Во-вторых, централизованная модель, допустимая для больших и средних городов, имеющих достаточный объем потенциального рынка для внедрения технологий, но обладающих ограниченными ресурсами развития. Этот сценарий предусматривает, что основные процессы цифровой трансформации осуществляются централизованно при лидирующей роли органов местного самоуправления, мобилизующих максимальное число доступных ресурсов и вовлекающих в процесс значительное количество акторов — жителей и их объединений, бизнес-сообщество, технологические компании и др.
В-третьих, модель локальных действий, которая возможна для средних и малых городов. Она предполагает, что в условиях крайней недостаточности ресурсов цифровой трансформации подвергаются отдельные, наиболее проблемные инфраструктурные секторы или сферы городской экономики. Сама трансформация происходит в кооперации города с крупными бизнес- или технологическими игроками, зачастую в экспериментальном режиме.
Важным шагом на пути технологического перехода городских экосистем должно стать совершенствование нормативно-правового регулирования. При этом наиболее продуктивным на начальном этапе представляется применение специального правового регулирования, направленного на стимулирование внедрения соответствующих технологических решений.
Изменения должны затрагивать как общесистемные вопросы (разработка и принятие специального федерального закона «Об умных городах в Российской Федерации» и внесение соответствующих изменений в нормы гражданского и административного законодательства, законодательства в сфере связи и информационно-коммуникационных технологий), так и отдельные отрасли права (в сферах земельно-имущественных отношений, энергетики, транспорта и т. д.).
Очень важно провести ряд институциональных изменений на федеральном уровне, в частности, создать на уровне правительства координационный орган по вопросам развития «умных городов».
На уровне регионов и муниципальных образований эксперты ЦСР предлагают закрепить приоритеты цифровой трансформации городов в стратегиях социально-экономического развития территорий, которые сегодня разрабатываются практически во всех субъектах Федерации и многих муниципалитетах.
Особое внимание следует уделить становлению финансовых инструментов, обеспечивающих ресурсную поддержку реализации проектов умного города. Речь, прежде всего, идет о налоговых льготах, субсидиях и грантах в рамках профильных государственных программ, поддержке инициатив в области государственно-частного партнерства, а также о расширении применения инструментов краудфандинга.
Интересная деталь: широкая институционализация модели Smart City (появление профильных стандартов, возникновение национальных и международных ассоциаций и пр.) привела к формированию на глобальном уровне специализированного рынка соответствующих технологий. Причем эта ниша становится все более привлекательной для инвестиций со стороны целого ряда игроков (бизнеса, государства, местных сообществ и т. д.).
Объем данного рынка, по оценкам исследовательской компании Markets and Markets, в 2017 г. составлял 424,68 млрд долл., а к 2022 г. достигнет уже 1,2 трлн долл. Еще один прогноз сделали специалисты агентства Frost&Sullivan: рынок технологий «умного города» к 2025 г. достигнет 2,4 трлн долл.
Вузы стимулируют экономический рост
Отдельное внимание на совещании в ЦСР было уделено влиянию вузов на развитие городов. По словам эксперта ВШЭ Олега Лешукова, наличие сильных высших учебных заведений положительно сказывается на росте экономики городов и регионов, но отрицательно влияет на валовой региональный продукт (ВРП) соседних территорий, поскольку человеческий капитал традиционно концентрируется вокруг университетов.
«Необходимо, чтобы Томск и Новосибирск стали мировыми образовательными и научными центрами, но вместе с тем, чтобы соседние регионы не отстали в социально-экономическом развитии, и там тоже развивалось среднее и высшее образование», — подчеркнула Н. Трунова. В этих целях нужно подготовить рекомендации городам по развитию на их территориях учебных центров.
Дефицит высококвалифицированных кадров в городах, по мнению аналитиков Института территориального планирования «Урбаника», сегодня приводит к тому, что российские метрополии недостаточно включены в мировое разделение труда. Это, в свою очередь, сдерживает возможности роста и конкурентоспособность национальной экономики.